Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

135 B. Gediga. Sladami religii Prasloman. — Wroclaw etc., 1976. S. 6. Другой пример систематического представления о религии в доисторическую эпоху, особенно в ее древнейший период, дает работа: L. J. Juka. Wierzenia poganskie

23 Заказ № 82

354

na Pomorzu wschodnim w starozytnosci i wczesnym sredniowieczu. — Wroclaw etc, 1973. Общие представления о религии проецируются на народные верования данной местности, отдельные разделы полидоксии повторяются, хотя и в различных версиях, во всех обществах, но заполнение рамок схемы конкретной идеологической действительностью в данных случаях может быть основано почти исключительно на домыслах, которые в сумме дают иллюзорный, не поддающийся проверке образ, иногда даже противоречащий действительности. Например, читаем о веровании в очищающую силу огня: «Скорее всего, эта вера побудила жителей укрепленного поселения в Бискупине устраивать низкие входы в избу, чтобы заставить входящих наклоняться и бросать взгляд на очаг. Если вошедший имел злые намерения, горящий в очаге огонь сжигал их» (S. 42). Враг при входе мог закрывать глаза, но трудно предположить, чтобы, находясь в избе, он мог избежать взгляда на горящий очаг. Конечно же, следует искать другую причину низкого входа.

136 Gediga. Sladami religii. S. 122.

137 Ibidem. S. 99-100. 13S Ibidem. S. 275-277.

139 U. Schienther. Brandbestattung und Seelenglauben. Verbreitung und Ursachen der Leichenverbrennung bei aussereuropäischen Völkern. — Berlin, 1960. S. 1. Эта точка зрения преобладает среди исследователей. Однако в пользу происхождения из одного центра высказывались Чайлд и Хоукес, и этот .взгляд разделяет Цабальская (М. Cabalska. Zagadnienie obrzqdku cialopalnego II WArch. — 30/1964. S. 19).

140 M. Cabalska. Zagadnienie obrzqdku cialopalnego. S. 18-42 (в мировом масштабе); Cabalska. Cmentarzysko kultury iuzyckiej w Kasmierkach w pow. czqstochowskim a zagadnienie poczqtkyw i rozpowszechnienia sie zwyczaju palenia zmarfych II PArch. — 18/1966-7, wyd. 1968. S. 142-146 (в Европе). В ограниченных территориальных рамках проблему рассматривал Фойгт (Th. Voigt. Zur Problematik der spätneolitischen Brandbestattungen in Mitteleuropa II Jahressch. f. mitteldeutsche Vorgeschichte 47. — Halle (Saale), 1963. S. 181-242, особенно S. 195-208), доказывая, что на исследуемой территории исходным центром обряда трупосожжения был Шёнфельд (Schönfeld) на нижнем Хафеле и Эльбе, откуда обряд распространился на юго-восток (S. 206, ср. карту I и 2). Процесс распространения приходится предположительно на XX—XVIII века до н.э. Позднее этот обряд проник в Италию: James. Religionen der Vorzeit. S. 102.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017