Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

22 Заказ № 82

338

5 A. Meillet. La religion indoeuropéenne // Linguistique historique et linguistique générale. — Paris, 1921. — P. 323-324.

60 E. O. James, Creation and Cosmology. A Historical and Comparative In-quiiy. Leiden, 1969. P. 5. Космогонические мифы отдельных регионов были исследованы в последнее время и в польской литературе: К. Lyczkowska, Babilohska kosmogonia, Euhemer, 18/1 (1974). S. 53-60; E. Pomorska, Kosmogonia egipska. Ibid, 18/3. S. 25-33; M. Popko, Kosmogonia w religii hetyckiej. Ibid. S. 35-40; W. Ту loch, Kosmogonia Starego Testamentu. Ibid. S. 41-65; S. Pilaszewicz, Kosmogonia ludôw Afryki. Ibid, 18/4. S. 41-65.

61 James, Creation and Cosmology. —P. 18.

62 James, Creation and Cosmology. — P. 21; cp. R. Jestin, La religion sumérienne, HDRel. 1. —P. 166.

63 M. Eliade, Traktat о historii religii. — S. 239. Космогонический миф о возникновении человека и мира от связи неба с землей должен был развиться на землях первобытного культа материнства и плодородия (либо в контакте с этими землями); его следами являются женские фигурки, которые находят от эпохи позднего неолита в степях западной Сибири и Восточной Европы, ср. Е. О. James, Le culte de la déesse-mère dans l'histoire des religions (перевод с англ.), Paris, 1960. — P. 11 nn., ср. c. 275. В. Стаудахер (W. Stau-dacher, Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Schöpfungsmythus bei Hesiod und den Orphikern — Tübingen, 1942), обращаясь прежде всего к данным этнографии и греческой мифологии, не принимая при этом во внимание результатов исследований индоевропейского языкознания, рассматривает космогонический миф в аспекте концепции о разделении неба и земли (РНЗ), но это по логике было позднее, чем акт творения, заложивший соединение обоих этих элементов. Автор интерпретирует концепцию РНЗ как отражение явления смены дня и ночи, когда дневное светило разделяет небо и землю, соединенные в течение ночи. Миф о РНЗ предполагает предшествующую связь обоих партнеров, а тем самым — следует добавить — и зарождение мира от этой связи. Миф о РНЗ был чужд индоевропейцам, однако автор не исключает (как склонны считать некоторые исследователи) существование индоевропейской космогонии иного содержания (с. 59), которая, в чем трудно сомневаться, была связана с соединением неба и земли. Заслуживает внимания, что автор после рассмотрения генезиса мифа о РНЗ в разных частях света локализует изначальный центр этого мифа в индо-средиземноморской области (с. 50-60). Можно сузить эту область до земель «плодородного полумесяца» как области древнейших цивилизаций. Там, можно предположить, должна была возникнуть собственно космогоническая концепция о небе и земле как партнерах, оттуда она проникла в соседнюю первоначальную индоевропейскую область, где и была принята, поскольку находилась в рамках полидоксийных верований.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017