Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

35 Теорию тотемизма как первобытной религии создал Э. Дюркейм (Е. Durkheim. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le système totémique en Australie. — Paris, 1912/1925). Автор критиковал теории Тайлора и Мюллера (S. 67-122).

333

' Письменные данные о религии, которыми мы располагаем, относятся к последним нескольким тысячам лет, однако древнейшие из них касаются цивилизованных народов, тогда как этнографические материалы относятся уже к современной эпохе. Поэтому только сохранившиеся элементы с архаическими чертами, соответствующими сознанию первобытного человека, могут приниматься во внимание при реконструкции первобытных верований. «Прамонотеизм» представляет собой форму синтетического мировоззрения, чуждого первобытному сознанию, поэтому мы должны считаться в его концепции либо с понятийными вставками этнографов (особенно миссионеров), либо с проникновением в мировоззрение первобытных народов монотеистических влияний, либо, наконец, с распространением прототеиз-ма. Только В. Шмидт (W. Schmidt. Der Ursprung der Gottesidee 1-12. — Münster i. W., 1926-1955 ср. T. 6 (1935), Endsynthese. C. 480) избегал постановки проблемы, считая, что первобытные народы узнали прамонотеизм благодаря Откровению (в религиоведении он имел предшественников в этой позиции, начиная с М. Мюллера). Р. Петтаццони (R. Pettazzoni. The Formation of Monotheism II Essays on the History of Religions.— Leiden, 1954. — C. 1-10) считал, что монотеизм (в иудаизме, христианстве, исламе, зороастризме) возник как противоположность политеизму, что указывает на его более позднее происхождение, тем самым он разделял мнение многих исследователей от Юма до Тайлора, считавших, что политеизм предшествовал монотеизму.