Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

331

«Ему еще не открылась...концепция мира как системы безличных сил, действующих в соответствии с постоянными и неизменными законами. Зародыш такой идеи наверняка уже есть в нем...»

14 L. Levy-Bruhl. Ор cit. S. XXX и далее.

15 Н. Usener. Götternamen. Versuch einer Lehre von der religiösen Begriffsbildung. — Bonn, 1896. S. 76.

16 M. Eliade. Traktat о historii religii. — Warszawa, 1966. S. 17. Энгельс (Op. cit. S. 310) писал: «всякая религия — это только фантастическое отражение в человеческих головах тех внешних сил, которые управляют ежедневным бытием людей...»

17 L. Levy-Bruhl. Ор cit. S. XXIV, см. далее сноску 27.

18 См. F. Heller. Von Naturwunder zum Geisteswunder. Der Wandel des primitiven Wunderglauben in der hohen Religion II Festsch. Walter Baetke, Weimar, 1966. S. 151-166.

19 L. Levy-Bruhl. Op cit. S. 165.

20 Многочисленные примеры можно найти у Мошиньского (Moszynski. Kultura ludowa 2/1), например, о приписывании болезней демонам (S. 189), о демонах, вызывающих грозы и т. п..

21 Проявлением субъективного монизма будет отождествление sacrum со всей вселенной, что Элиаде (Eliade. Ор cit.. S. 453) называет «панонтизмом».

22 J. Haekel. Religion II Lehrbuch der Völkerkunde. — Stuttgart, 1958. S. 44.

23 G. Windengren. Religionsphänomenologie. — Berlin, 1969. S. 10-13. Cp. у славян — Moszynski. Op cit. S. 584, 591.

24 Фантастическим развитием этих представлений является «религиозный миф» о существах и явлениях сверхъестественного мира, см.: L. Levy-Bruhl. La mythologie primitive. Le monde mythique des Australiens et des Papous. — Paris, 1935. S. 1 и далее. Если «религиозный миф» перекидывает мост между сверхъестественным и естественным миром, то «светский миф» (если можно так сказать), принимая за исходный пункт естественные факты, привносит в них фантастическое и героическое содержание и таким образом уподобляется настоящему, то есть «религиозному» мифу. Ср. последние публикации в польской литературе о мифах: L. Mröz. Mit i myslenie mityczne // Etnografia Polska 20. 1976. S. 25^14. В обоих случаях происходит интерпретация реального или вымышленного прошлого, воспринимаемая слушателями как соответствующая действительности, но не подвергающаяся проверке. Однако герой «светского мифа» является объектом бескорыстного культа, тогда как «религиозный миф» выполняет прежде всего утилитарную функцию, связанную с использованием сверхъестественных сил для нужд человека. О сложных проблемах мифа: G. S. Kirk. Myth, Its Meaning and Functions in Ancient andother Cultures. — Cambridge, 1970 —PHist. 64 (1973). S. 175-178.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017