Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

5 Вызывает сомнение определение «сверхчеловеческие силы» (ср. предыдущую сноску) как неточное и сужающее понятие, о котором идет речь. Если первобытный человек обращался за помощью к высшей силе, желая урегулировать метеорологические явления, то только потому, что понимал: эта сила властна над этими явлениями. Вовсе не обязательно эта сила была «сверхчеловеческой», стоящей над человеком, поскольку и колдун справлялся с дождем и засухой. А определение библейского Бога, творца мира, как «сверхчеловеческой силы», мягко говоря, полностью неадекватно. Ф. Энгельс в Антидюргшге (F. Engels. Anty-Dühring. — Warszawa, 1949. S. 310) говорил о «внеземных силах», не делая человека основой для сравнения.

6 A. Bareau. Le Bouddhisme indien II HDRel —1, 1970. P. 1152. Религия без Бога, без души и без культа.

7 W. James. Doswiadczenia religijne. — Warszawa. — S. 391. 8W. James. Op cit. S. 412.

9 R. Otto. Swietosc. Elementy irracjonalne w pojeciu bôstwa i ich stosunek do elementôw racjonalnych. — Warszawa, 1968. S. 44.

10 Леви-Стросс (С. Lévi-Strauss. Totemizm. — Warszawa, 1968. S. 139), подводя итог своим выводам, направленным против концепции тотемизма как религии, в частности, пишет: «Из определения религии через противопоставление иным группам фактов неизбежно вытекает, что от науки она отличается только как область неясных идей. Отсюда любые объективные исследования религии неизбежно следует направлять в сферу, отличную от сферы идеи, уже выродившейся и захваченной антропологией религии. Открытым остается только путь чувственного восприятия, если оно не органично, а также социологический путь, который, однако, не затрагивает сущности явления». Неясность идей (которые некогда оказали огромное влияние на формирование жизни народов) вместо того, чтобы побудить автора к их прояснению, склоняет его к принятию принципа отказа от объяснения.

11 R. Otto. Op cit. S. 31. Здесь напрашивается сравнение с философией религии Бергсона в более поздней работе: H. Bergson. Les deux sources de la morale et de la religion. — Paris, 1932.

12 R. Otto. Op cit. S. 37.

13 L. Lévy-Bruhl. Le surnaturel et la nature dans la mentalité primitive. — Paris, 1931/1963, и далее. Понятие естественного порядка у цивилизованных народов формируется рано. Уже в религии древнего Египта существовало глубокое убеждение «в неизменности... космического лада в силу божественного управления». Е. О. James. Starozytni bogowie. — Warszawa, 1970. S. 261. Лукреций вывел этот лад из компетенции богов. Фрэзер ( J. G. Frazer. Zlota giqz. — Warszawa, 1965. S. 107.) говорил о первобытном человеке:


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017