В сети появилась
"Концепция литургической и приходской жизни российских греко-католиков",
разработанная Александром Смирновым и Иваном Кривоконевым.
(Скачать статью в виде
архива можно отсюда) Данный труд приглашает к богословской дискуссии, чем
нельзя не воспользоваться. Тем более, современный
сетевой стиль общения позволяет делать это между строк в прямом смысле слова.
Оригинальный текст дается темно-синим
шрифтом, мои комментарии черным.
Перед современными
российскими греко-католическими общинами стоит серьёзная проблема формирования
собственной богослужебной практики..
Здесь хотелось бы увидеть доказательство, зачем
нужна собственная богослужебная практика, ибо греко-католики любят говорить о
себе: "Мы отличаемся от православных только тем, что признаем первенство Папы
Римского".
С одной
стороны, в этом отношении мы имеем много существующих традиций: современная
практика РПЦ МП (далеко не лучший пример), богослужебные традиции российского
православия синодального периода (как они сложились к Поместному Собору
1917-1918 гг.) и близкая к ним практика Зарубежной Церкви, богослужебная
практика Украинской ГКЦ, современные традиции греческих и славянских
греко-католиков и православных. Безусловно, здесь недопустимо ориентироваться на
какую-то одну традицию, особенно на копирование практики РПЦ МП. Самым
оптимальным путём является, на наш взгляд, обращение к истокам
славяно-византийской традиции, к Типикону. Но не к его букве (особенно учитывая
монастырскую направленность Типикона), а к тем принципами составления чина
богослужений, которыми руководствовались составители Типикона, т.е. к его
духовным основам. С другой стороны, в приходской богослужебной практике
необходимо гармонично сочетать принципы Типикона с возможностями прихожан (как
правило занятых повседневной работой) участвовать в богослужениях. Здесь надо
избегать двух крайностей: и длинных «уставных» служб, на которые может ходить
очень мало людей, и коротких сокращённых богослужений, в которых пропадает вся
красота и духовность славяно-византийской традиции.Исходя из вышеизложенного,
основываясь на изучении Типикона, литургического богословия и вышеперечисленных
богослужебных традиций, а также исходя из евангельского принципа: «суббота для
человека, а не человек для субботы», мы предлагаем для обсуждения свои
соображения по организации приходской богослужебной жизни.
Общие принципы.
1. Является наиболее
желательным, чтобы службы суточного круга служились в то время суток, которое
отведено непосредственно для них Типиконом (особенно это касается Великих
праздников, имеющих в Уставе особые рекомендации о времени совершения
богослужений). Недопустимой является практика служения Утрени вечером, а Вечерни
— утром (особенно для времени Великого Поста), и другие подобные практики.
Подобная практика существует в современной греческой традиции, где с
XIX века действует обновленная версия т.н. "Типикона
Великой Константинопольской Церкви". Необходимо, как минимум, перевести его на
современный русский язык, чтобы все желающие могли припасть к этому источнику.
2. Установившуюся в РПЦ МП практику служения
так называемых «всенощных бдений» считаем крайне нежелательной, поскольку эта
практика противоречит духу и букве Богослужебного Устава. К сожалению, так
называемые «всенощные» являются, как правило, лишь фоном для исповеди и
предметом различных суеверий, вместо того, чтобы утверждать прихожан в вере и
приуготовлять их ко встрече со Христом в Божественной Литургии. Кроме того, в
практике «всенощных» нарушается смысл служения Утрени, из-за того что ее
богословский характер не соответствует вечернему времени, когда служится т.н.
«всенощное бдение». Исходя из всего вышеизложенного, находим гораздо более
полезным для верующих служение вечером накануне Вечерни и Утрени утром перед
Божественной Литургии.
Я общался по этому поводу с коллегами из Московского Патриархата. Некоторые
на приходах в сельской местности пытались служить именно так, как предлагают
авторы концепции, что привело к резкому падению посещения богослужений. Они объяснили это тем, что людям пенсионного возраста
психологически тяжело идти в храм, если служба продолжается полчаса. Они
считают, что если служба такая короткая, то ходить на нее не стоит. В
городских храмах, где традиция не прерывалась даже в Советский период, такой
эксперимент с разделением всенощного бдения вообще невозможен: возмущенная
толпа благочестивых молящихся просто вынесет священника за церковную ограду.
Современная практика эмигрантского православия придерживается всенощного бдения.
Биритуалисты из т.н. "русско-католических" приходов зарубежья всенощного, как
правило, не служат, а заменили его Великой Вечерней. Воспитанные в латинской
клерикальной культуре, они существуют за счет заказных обеден ( в реальности
полученных от собратьев латинского обряда и именуемых "интенциями").
Прагматическое мышление недоумевает: всенощное длиннее литургии, а отправлением
"интенции" не считается.
3. Полагаем, что соединение Утрени с Литургией
или Вечерни с Литургией (если последняя служится вечером) может быть очень
полезным для верных, поскольку именно в богослужениях суточного круга
литургически раскрывается смысл отмечаемого праздника. Кроме того, подобное
соединение может сократить общее время богослужения.
Богослужение суточного круга византийского обряда, представляет собой, по
мнению архимандрита Роберта Тафта, "морганатический брак" приходской традиции
Великой Константинопольской церкви и аскетических монашеских обычаев
палестинской пустыни, откуда происходит т.н. "Иерусалимский устав". На мой
взгляд, было бы целесообразным выделить то, что свойственно именно приходской
традиции и построить на ней актуализацию богослужения.
4. Соединение Утрени с Литургией происходить
по следующему принципу: Утреня служится до Великого Славословия включительно,
которое поётся без Трисвятого. Затем поются тропари и кондаки, как положено
Уставом на Литургии, после этого поется Трисвятое и далее служится Литургия по
чину.
Вероятно, такой принцип соединения не опирается на имеющиеся в наличии
богослужебные книги. Было бы лучше обосновать это "Типиконом Великой Церкви",
например.
5. Соединение Вечерни с
Литургией происходит по следующему принципу: после Паремий (чтение которых очень
желательно) на Вечерни поется Трисвятое и далее служится Литургия по чину. В
обоих случаях богослужения начинается возгласом «Благословенно Царство…» и
антифоны Литургии опускаются.
6. Хотя Малое Повечерие в
настоящее время не служится на приходах (за исключением очень редких случаев),
считаем необходимым введение Малого Повечерия в приходскую литургическую
практику.
Это типичное монашеское наследие и требует обоснования для
своего введения в приходскую практику. Что авторы и делают далее.
7. Во-первых, с целью развития
почитания Пресв. Богородицы в традиционной для византийского обряда форме
находим весьма полезным чтение в приходской практике умилительных канонов Пресв.
Богородице из Октоиха, положенных именно на Малом Повечерии. Во-вторых, на Малом
Повечерии возможно чтение и других канонов — к примеру, покаянного, ко Св.
Причащению или празднуемым в этот день святым — и таким образом развивать
литургическое почитание Таинств Покаяния, Евхаристии или святых.
У меня создалось впечатление, что авторы хотят сказать, что в
византийском обряде недостает некоторых периферийных культов, которые необходимо
развивать. Как убедительно показывает в своих трудах уже упомянутый архимандрит
Роберт Тафт, византийский обряд предоставляет собой целостное гармоничное
наследие, и стремление его "развивать" у греко-католиков часто происходило из-за
комплекса неполноценности. Традиция великих греческих Отцов Церкви -
неисчерпаемый источник духовности, к которому нужно постоянно припадать.
8. Исходя из вышеизложенного, приблизительный
порядок воскресного богослужения может быть следующим. Накануне, в субботу
вечером, служится Вечерня. После Вечерни может быть отслужено Малое Повечерие,
на котором читается Канон из Правила ко Святому Причастию (могут читаться также
и канон Богородице из Октоиха и другие, к примеру, покаянный). Во время чтения
Малого Повечерия и после него священник подробно и неспешно принимает исповедь
(также желательным мы считаем чтение полного чина исповеди из Требника,
предваряющего собственно исповедь верных).
Авторы прекрасно понимают, что в византийском обряде Исповедь - не беседа с
клерикальным психоаналитиком, а настоящее "общее дело".
В воскресенье утром служится Литургия. Если
Утреня служится в соединении с Литургией, используется сокращённый чин Утрени, с
тем, чтобы общая продолжительность службы составила не более 3-х часов
(например, с 10 до 13 часов).
9. При таком порядке воскресного богослужения
подразумевается, что посещение службы в субботу вечером обязательно только для
тех прихожан, кто собирается приступить к исповеди, и лишь желательно для всех
остальных. Таким образом суббота оставляется в основном для домашних и семейных
дел прихожан, а воскресный день они могут полностью посветить церковным делам:
Утреня с Литургией, затем общеприходская трапеза, беседы со священниками,
катехизация, духовные упражнения, служения милосердия и т.п. внебогослужебная
деятельность.
10. Весьма желателен перенос служб
двунадесятых и великих праздников, выпадающих на будние дни, на ближайшее
воскресенье после праздника при соединении чинопоследований праздника и
воскресного.
11. Другой возможный вариант: если большинство
прихожан может быть в храме вечером накануне или в самый день праздника, можно
служить вечером праздничную Вечерню в соединении с Литургией.
Божественная Литургия.
1. Считаем необходимым громкое и внятное
чтение священником всех так называемых «тайных» молитв (помня, что на самом
деле, выражение «тайные молитвы» есть историческое сокращение от «молитв
совершения таинства»),
Я думаю, что это станет большой новостью не только для литургистов, но и для
всех, знающих греческий язык. Проблема тайных молитв прекрасно раскрыта в
статье
архимандрита Роберта Тафта
а также молитв антифонов, Трисвятого и молитвы
главопреклонения. В идеале – все молитвы, читаемые священником на Литургии,
должны быть слышны верным. Как минимум (если для службы совсем мало времени):
молитвы евхаристического канона.
Требование вполне обоснованное для мирян, которые составляют Народ Божий и
являются священниками Нового Завета.
2. Если Литургия служится без соединения с
Вечерней или с Утреней желательным является полный чин Литургии (с пением всего
первого антифона, с тропарями на «Блаженных», всеми уставными чтениями из
Апостола и Евангелия и с пением 33-го псалма).
Антифоны являются своеобразной прелюдией к Литургии. Они не играют
существенной роли, ибо в богослужебный чин попали достаточно поздно. Можно
опасаться того, что антифоны своей продолжительностью перетянут на себя акцент с
Анафоры и Причащения.
3. Если в храме есть иконостас,
Потрясающая вводная часть, которая показывают в каком положении находятся
греко-католики в России после 17 лет либерализации церковной жизни. Для
православных прихожан такое предположение просто немыслимо. В каких бы трудных
условиях они бы не находились, первым делом они сооружают иконостас,
который становится знамением Святого Православия. Недавно я побывал в гостях в
сельском приходе Московского Патриархата, где под церковь был передан бывший
сельсовет. Первым делом батюшка с несколькими бабушками повесил длинную гардину
с куском бордовой плюшевой ткани и украсил его двумя иконами. Только после того,
как такой импровизированный иконостас был сооружен, он начал дальнейшее
переоборудование сельсовета из подручных материалов.
то для ознаменования единства паствы и
пастыря перед Бескровной Жертвой рекомендуется (с благословения священноначалия)
служить всю Литургию с отверстыми Царскими вратами и без закрытия катапетасмы
(завесы).
Здесь авторы выявляют одну из главных проблем современного апостольского
христианства: клерикализацию и приватизацию литургии. Пресвитеры совершают
богослужения по своему усмотрению "аще изволит настоятель", игнорируя уместные
просьбы прихожан. Последние отвечают взаимностью и не хотят нести какой-либо
ответственности за совершителя таинства, полагая, что и так оказывают ему
великую честь, изредка посещая богослужения. Совершение Трапезы Господней без
прихожан за отправление "интенций" является горькой реальностью современной
церковной жизни, которую вряд ли можно исправить простым открытием катапетасмы.
Но на Вечерне и Утрене уставное открытие и
закрытия Царских врат и катапетасмы вполне уместно.
4. Произнесение ектении об оглашенных и
молитвы их главопреклонения имеют смысл только при реальном присутствии в храме
людей, готовящихся к принятию таинства Св. Крещения.
5. Вопреки широко распространённой практике
РПЦ МП, считаем необходимым напомнить, что по Типикону все земные поклоны на
любых богослужениях творятся верными только вместе с предстоятелем, а длительное
стояние на коленях предписывается лишь на Вечерне дня Св. Пятидесятницы (Троицы)
и на некоторых великопостных службах в будние дни. Соответственно, единственный
земной поклон на Литургии творится священником и верными в момент преложения Св.
Даров после троекратного «Аминь».
Об этом существует прекрасная
статья о. Роберта
Тафта.
6. Относительно времени служения Божественной
Литургии вслед за Богослужебным Уставом заметим, что Литургия должна быть
отслужена от восхода Солнца до полудня (кроме тех редких случае, когда Типиконом
предусмотрено иное), т.е. до 13 часов по зимнему времени или до 14 по летнему.
Таким образом, начало Литургии может быть назначено в воскресенье при
необходимости даже на 11 часов.
7. В будние же дни, если этого требует благо
верных (работающих днём), находим весьма полезным служение Божественной Литургии
вечером.
Жаль, что авторы не поясняют каким образом они решают проблему
евхаристического поста, который начинается с полуночи. Вряд ли прихожанин,
проработав весь день за шлифовальным станком на голодный желудок, с радостью
пойдет причащаться на вечернюю Литургию. Латинские сокращения постов после
II Ватиканского собора не могут автоматически
распространяться на христианских Восток. У латинян своя экклесиология и свои
партикулярные культы.
Утреня.
Если Утреня соединяется с
Литургией, мы – во избежание неоправданного затягивания службы – рекомендуем
использовать следующий сокращённый чин:
- Шестопсалмие
- Великая ектения
- «Бог Господь» (уставной
диалог с хором, а не одновременное произнесение и пение) с тропарями
- Полиелей (Пс. 134, 1-7,
13-14 и 19-21 и Пс. 135, 1-12 и 23-26) или в уставное время – «Непорочны» (Пс.
118; частично). Со свечами могут стоять и все верные.
- «Ангельский собор…»
- Прокимен и чтение Евангелия
- «Воскресение Христово
видевше…»
- (елеопомазание)
- Один воскресный (или
праздничный) канон с «Честнейшей» (когда она положена по Уставу) (возможно
рассмотреть вопрос о пении вместо припевов канона песен Священного Писания)
- Просительная ектения
«Исполним утреннюю молитву…»
- Великое Славословие.
Часы.
Относительно
служения богослужебных часов считаем, что в приходских условиях (кроме времени
Великого поста) это не имеет смысла. Поэтому предлагаем полностью отказаться от
служения Первого, Третьего, Шестого и Девятого часа (тем более, что это имеет
место в греческой приходской практике). В том случае, когда Третий и Шестой час
читаются перед Божественной Литургией во время совершения Проскомидии находим
гораздо более полезным чтение Правила ко Св. Причастию (возможно, без канона)
или только молитв из этого правила.
Богослужебное пение
1. Необходимо всячески развивать общенародное
пение как наиболее соответствующее духу и всему строю восточного богослужения.
Здесь нужно бы спросить совета литургистов, насколько традиция общенародного
пения имела место в византийском церковном обряде.
2. Мы считаем наиболее желательным возвращение
к традиционным для славяно-византийского обряда унисонному и многоголосному
пению. Употребление партесного пения в любом его виде считаем совершенно
недопустимым, хотя бы такая практика и была принята ныне.
3. Основой богослужебного пения должны быть
мелодии традиционных напевов. Использование произведений светских композиторов
считаем неуместным.
4. Современное обиходное осмогласие русской
традиции нуждается в реформировании, поскольку в нём не соблюдается такой
основополагающий принцип осмогласия как музыкальная однородность тропарного,
ирмосного, стихирного и прокимного напевов внутри одного гласа. В связи с этим
считаем необходимым использование в обиходе таких традиционных для
славяно-византийского обряда роспевов как малый и большой знаменный, киевский,
валаамский, греческий, болгарский и других, в которых вышеупомянутый принцип
осмогласия соблюдается. Понимаем, что мелодии большого знаменного и других
роспевов могут быть сложными для употребления в приходском обиходе, поэтому
свидетельствуем о необходимости серьёзной работы по редактированию этих мелодий
с целью их упрощения.
5. Для того, чтобы не возлагать на клирошан и
остальных верных «бремен неудобоносимых» предлагаем ограничить сферу применения
осмогласия изменяемыми частями богослужения, как то: тропарями и кондаками,
прокимнами, стихирами, ирмосами канонов. Полагаем, что для неизменяемых
богослужебных песнопений (например, антифоны, прошения на ектениях, полиелей, и
т.п.) лучше использовать определенные, одни и те же мелодии, не зависящие от
гласа недели или праздника.
Прекрасные предложения, тем более они могут быть осуществлены силами самих
прихожан. Нужно иметь в виду, что это большая и дорогостоящая работа.
Богослужебный
язык.
Понимая всю
необходимость понятности богослужения для верных, но в то же время и
необходимость сохранения стилевого единства и красоты славяно-византийского
обряда, мы считаем, что во время богослужений необходимо читать на русском языке
только Священное Писание (Евангелие, Апостол, паремии; причём Апостол, на наш
взгляд, лучше читать в переводе епископа Кассиана (Безобразова), а не в
синодальном). Все остальные части богослужения должны звучать на
церковнославянском с возможностью небольшой русификации не очень понятных
современному человеку мест.
Для этой цели можно уже начать верстать Евангелие
и Апостол в переводе епископа Кассиана в богослужебном виде в формате
PDF, например. Желающие могли бы самостоятельно
распечатать и переплести. Выглядит совершенно неподобающе, когда на Малом Входе
священник вносит одно Евангелие, а читает из другого.
Месяцеслов.
Особое внимание
священноначалия мы хотим обратить на необходимость составления и утверждения
нашего российского греко-католического месяцеслова, поскольку священно- и
церковнослужители на приходах должны точно знать каким святым, когда и какие
службы необходимо служить. Очевидно, что месяцесловом РПЦ МП и других церквей, в
том числе и греко-католических, мы можем руководствоваться лишь в ограниченной
степени. Например, почитаемый в МП как святитель патриарх Константинопольский
Фотий (ум. 891 г.) с точки зрения Вселенской Церкви является раскольником и
расколоучителем и какое-либо почитание его совершенно неуместно.
Современные латинские историки смотрят более
дружелюбно на Фотия, чем авторы концепции. С иной перспективы Фотий выглядит
ревнителем византийского предания против агрессии западных варваров.
То же можно
сказать и о архиепископе Ефесском Марке (ум. 1457 г.) – известном противнике
Флорентийской унии. И это самые очевидные примеры.
Под определенным углом зрения он может выглядеть
борцом с латинским эксклюзивизмом, выступившим против попытки объединения на
чужой богословской основе.
С другой стороны,
многие верные нашего обряда хотят воздавать литургическое почитание западным
святым, отсутствующим в православном месяцеслове (например, Свмч. Иосафату
Полоцкому,
Относительно почитания Св. Иосафата хорошо
написал один из ведущих богословов УГКЦ прот. Михаил Дымыд в своей недавней
статье. Он
предлагает задуматься, какова сверхзадача греко-католиков: уния или единство
Церкви.
Препп. Франциску
Ассизскому, Игнатию Лойоле, Терезе Авильской и др. святым). В какие дни и,
главное, как это может быть сделано?
Авторы не вполне обосновывают, на мой взгляд,
необходимости почитать специфических западных святых. Почитание западных святых
всегда было своеобразным экклесиологическим зондом, по которому латиняне
пытались вводить свои культы "упертым схизмофилам" в целях последующей
латинизации. Если западные святые так дороги, то не было бы уместнее посетить в
дни их памяти костелы и воздать почитание им в их собственной традиции?
И ещё один пример.
В молитвах проскомидии при изъятии четвёртой частицы (за святительский чин)
упоминаются 5 московских святителей,
В служебниках римской печати, т.н.
"общераспространенной версии" почитания московских святителей нет. Официально,
Римская церковь почитает русских святых, воссиявших до Ферраро-Флорентийского
собора.
а также
новгородский и ростовский. Не логичнее было бы вместо них поминать в наших
храмах прославленных (в том числе и православными) святителей, например,
Святейших Вселенских Архиереев Свмч. Климента, Льва Великого, Григория Двоеслова
и других Свв. пап Римских, а также святителей, прославившихся своими трудами по
достижению церковного единства?
В целом концепция прекрасно написана и
подтверждает, что т.н. "русские католики византийского обряда" всегда
отличались малочисленностью, но высоким умственным уровнем.
Я надеюсь, что данная концепция станет прекрасным
полем для богословской дискуссии и заставит нас обратиться к более глубокому
изучению аутентичной византийской традиции.
Начинать нужно, прежде всего, с усвоения того,
что мировая христианская мысль наработала за то время, пока Россия находилась в
рамках советского периода своей истории, для того, чтобы заново не изобретать
велосипед и не ломиться в открытую дверь. Католическая мысль за это время
совершила стремительный скачок от ультрамонтанизма Пия XII
к экклесиологии общения II Ватиканского собора.
Современные латинские богословы часто жалуются на то, что униаты производят
впечатление партизан, которым забыли сказать, что война кончилась.
Благодаря цивилизованной богословской дискуссии
мы свидетельствуем о своей верности интеллектуальной традиции святителей Иоанна
Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других отцов, воссиявших на
христианском Востоке.
|