Несмотря на условия "успокоения греческой религии" Чин св. Василия Великого
возрастал. В 1636 году у василиан уже было 160 монахов и 36
монастырей.Василиане посылали своих новоначальных иноков учиться в
западноевропейские университеты. Чин становился духовным и умственным
сосредоточием унии. В 1639 году Папа передал Чину храм Св. Сергия и Вакха в
Риме, где василиане создали духовный центр и представительство митрополии
при Апостольском престоле. В 1643 году студент Сорбонны василианин И. Ужевич
составил староукраинскую грамматику на латыни, которая познакомила
европейскую науку с языком русинов Речи Посполитой. Василиане, становившиеся
владыками, имели образование на уровне латинских епископов того времени.
После смерти Иосифа Рутского собор епископов в Варшаве в 1637 году избрал
митрополитом Рафаила Корсака, подтвержденного Римом двумя годами позже.
Мстиславский православный епископ Сильвестр Коссов с успехом наезжал в
Полоцк и другие города униатского архиепископа Антония Селявы, где совершал
богослужения. К нему присоединялись шляхта и мещане, в глазах которых он был
героем и патриотом.
Цех сапожников и кожевников в Бресте отказался подчиняться униатскому
епископу Иосифу Макосею Баковецкому и перешел в храм св. Симеона
юрисдикции епископа Луцкого Пузины. Витебские горожане Корнилий Бутва,
Агафий Василевич и другие перешли в православие, построили в своем посаде
большую молитвенную палатку.
В 1640 году в Риме умер митрополит Рафаил Корсак. На его место был избран
архиепископ Антоний Селява, ставший одновременно главным настоятелем
Василианского чина (протоархимандритом).
В 1643 году Папа провозгласил Иосафата Кунцевича блаженным, что морально
поддержало унию. После чина прославления в Полоцке несколько православных
горожан осквернили образы Св. Иосафата и Cв. Казимира (очень почитаем
польскими римо-католиками).
В Варшаве на сейме 1643 года брестский игумен Афанасий Филиппович перед
лицом шляхты угрожал королю Речи Посполитой небесной карой, если тот не
отменит унию. Филипповича власти заключили в темницу за оскорбление его
величества, но вскоре отправили в Киев к митрополиту. В марте 1646 года в
Витебске состоялись похороны матери бургомистра Матвея Лытки, которые
совершили по его приглашению пришлые православные иеромонахи. Гроб
пронесли мимо униатской церкви за город, чем обидели местное духовенство.
|