|
Четыре века назад Киевская митрополия Константинопольского патриархата
состояла из собственно Киевской, Владимирско-Брестской, Луцко-Острожской,
Полоцко-Витебско-Мстиславской, Турово-Пинской, Холмско-Белзской,
Львовско-Галицко-Каменецкой и Перемышльско-Сяноцкой епархий. Ее верующие
называли себя "христианами греческого закона". В те времена народы делились
скорее по религии, чем по языку. Простые русины Речи Посполитой не понимали
догматических расхождений между Восточной и Западной церковью. Они полагали,
что у каждого народа на земле есть своя вера. У поляков - польская вера, а у
русинов - "руська вера". Люди одной веры должны уважать людей дугой веры.
Нельзя переходить из одной веры в другую.
В XVI в. Европу всколыхнула Реформация и Контрреформация, духовная же
жизнь Киевской митрополии протекала без сильных потрясений. Согласно праву
патроната, землевладельцы решали, кто будет священником в храмах,
находящихся в их владениях. Они представляли искателя священства епископу и
обещали, что будут его содержать. Уровень образования не имел серьезного
значения при рукоположении. Обычно кандидаты из потомственных
священнических семей умели читать и писать по-славянски, знали наизусть
отрывки из Священного писания и основные молитвы. Кандидатов на епископскую
кафедру выдвигало собрание шляхетства греческого обряда и представляло для
утверждения главному раздавателю "духовных хлебов" - королю Речи Посполитой,
который и утверждал соискателя за политические и военные заслуги последнего
или его поручителей.
Хотя Речь Посполитая была в то время самым веротерпимым государством
Европы, к христианам греческого обряда часто относились как к гражданам
второго сорта. Польские духовные писатели называли их "схизматиками", церкви
"синагогами", а епископов "владыками" (в смысле:. "ненастоящие епископы").
Обычный латинский епископ занимал более значительное общественное
положение, чем Киевский митрополит. Владык не пускали в сенат, в отличие от их
собратий латинского обряда. Православные храмы были обязаны отчислять
десятую часть своих доходов ближайшему костелу. Всеми привилегиями обладали
только польские и литовские шляхтичи римского обряда, которые чувствовали
себя завоевателями и колонизаторами восточно-славянских земель. Русинское
шляхетство стремилось упрочить и приумножить свои права, важнейшим из
которых они считали право раздачи "духовных хлебов" в своих владениях.
Славянский язык постепенно выходил из литературного употребления. Русинские
церковные писатели писали на польском, который был понятен большинству
граждан Речи Посполитой.
Для поддержания благолепия храмов в городах существовали т.н. церковные
братства, которые вначале только собирали пожертвования, но постепенно стали
определять всю приходскую жизнь. Братчики приобретали у экзархов
константинопольского патриарха грамоты на ставропигию, т.е. на выход из
подчинения местного епископа, и устанавливали в церквях собственные порядки.
Они держали в своих руках ключи от храмов и дарохранительниц, нанимали
лояльных себе священников, а верных епископу изгоняли. Братчики
распоряжались церковным имуществом, которое закладывали и пускали в оборот.
Они решали, на что тратить церковные доходы. Братства часто не слушались
местных епископов. Для того, чтобы сместить провинившегося священника,
епископ греческого обряда не мог, как это было в других странах, обратиться к
государству, а собирал группу знакомых вооруженных дворян, пленял нарушителя
и доставлял к себе на суд.
Городские жалобные книги того времени были переполнены доносами
духовенства и мирян друг на друга. Епископы упрекали братства в неблагочестии и
незнании веры. Миряне писали о том, что у епископа все монахи - блудники, а все
священники - двоеженцы. За обвинениями стояли имущественные тяжбы.
|
|