Россия и Католическая Церковь
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Русские иезуиты

Русское Католичество
 

Хотя Чаадаев не переходил в католичество и соблюдал обряды Греко-российской церкви, его идеи направили стопы князя Ивана Сергеевича Гагарина (1814-1882) на дорогу, ведущую в Рим. В молодости он, как и Чаадаев, был равнодушен к религии. Поступил на службу в МИД, много путешествовал по Европе. Находясь под влиянием своей родственницы мадам Свечиной, в 1841 году обратился в католичество в Париже.

После завершения богословского образования, занимался научной и публицистической деятельностью, знакомя Запад с русской духовностью. Опубликовал все "Философические письма" Чаадаева, чьим последователем считал себя. Основал в Париже "Славянскую библиотеку." Будучи страстным патриотом своей Родины, критиковал уваровскую политику "православия, самодержавия, народности", которая по его мнению, таит в себе зародыш будущей революции. В своих работах указывал, что спасение России - в обращении в католическую веру; только единство с Римским престолом, может спасти страну от революции. Предсказал победу в России коммунизма приблизительно за 70 лет до выстрела "Авроры". Творческое наследие о. Иоанна Гагарина до сих пор должным образом не оценено на родине.

Деятельности Гагарин помогал его соотечественник о. Иоанн Мартынов ОИ, родом из Казани (1821-1894), церковный историк и журналист, составитель тома житий русских святых в "Acta sanctorum".

Позже к ним присоединился Евгений Балабин (1815-1895), происходивший из генеральской семьи. Его матерью была француженка католичка. Служил по ведомству народного просвещения в чине коллежского советника. В 1852 году выехал на лечение за границу, где присоединился к Католической церкви и вступил в Общество Иисуса. III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии через МИД пыталось произвести его медицинское освидетельствование по подозрению в умопомешательстве, но, по словам посланника в Париже, из-за перехода Балабина во французское подданство этого сделать не удалось. Ограничились посылкой священника для вразумления, но тщетно. Балабин был по суду приговорен к лишению всех прав и вечному изгнанию из пределов России. В 1880 году ему был выдан российский паспорт без права возвращения, что позволяет усомниться в том, переходил ли он во французское подданство. Балабин скончался, прославившийся своим добродетелями и верным служением Католической церкви в Каире.

Русский немец Павел Осипович Пирлинг(1840-1922), принадлежал ко второму поколению русских иезуитов. В 1856 году он выехал из России и вступил в ОИ. С благословения генерального настоятеля ордена он обустраивал в Париже "Славянскую библиотеку", публиковал научные труды по истории взаимоотношения христианского Востока и Запада и древние славянские рукописи. Совместно с Гагариным начал выпуск журнал "Etudes", существующий до сегодняшнего дня. Пирлинг поддерживал дружеские отношения и переписку с Владимиром Соловьевым, который приезжал к нему в Париж.

Ст. Ст. Джунковский (1820-1870), в молодости выехал в Европу с целью проповедовать там православие, но вскоре перешел в католичество, вступил в Общество Иисусово. Занимался активной миссионерской деятельностью в пользу католической церкви. В конце жизни попросился в Россию, где вернулся в Греко-российскую церковь.

Кроме Общества Иисуса русские католики вступали в другие ордена и конгрегации . Н. Нарышкина стала сестрой Общины милосердия Св. Викентия де Поля. О. Дмитрий Голицын, самоотверженно служил миссионером в Северной Америке.

Владимир Сергеевич Печерин (1907-1885), в 27 лет ставший экстраординарным профессором русского языка Московского университета, уехал в Европу, где в 1840 вступил в Чин Наисвятейшего Искупителя (Орден редемптористов), активно проведывал в Ирландии, где и умер.

Дореволюционный учебник для семинарий Знаменского называл русских католиков "изменниками русской народности и веры". Вряд ли это справедливо, ибо большинство из них были страстными патриотами России и стремились к ее духовному обновлению через католическую веру. Политика несвободы вероисповедания и государственный контроль над церковью привели к тому, что такие деятельные личности не нашли себе места в Греко-российском исповедании и из-за угрозы ареста вынуждены были уехать за пределы России.

 
Русское Католичество
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017