Россия и Католическая Церковь
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Религиозное западничество

Русское Католичество
 

В связи с неприятием Москвой решений Ферраро-Флорентийского собора, православие в России рассматривалось католиками как находящееся вне истины и спасения. Поэтому, одной из задач католической миссии в России было обращение к истинной вере еретического и схизматического русский народ путем индивидуального обращения в католичество. Синодальные богословы оценивали состояние Западного христианства примерно в тех же самых выражениях: ересь и схизма. На протяжении XIX столетия между Римом и Священным синодом происходило своеобразное состязание по индивидуальным обращениям.

В правление Александра I в Петербурге в светских салонах большой известностью пользовался сардинский посланник граф Жозеф де Местр, проповедовавший католическое понимание мира и общества. Он имел большие знакомства и способствовал переходу в католичество С.П. Свечиной, А.И. Толстой, М.А. Воронцовой и других дам высшего света. В 1806 году приняла католичество Е. П. Ростопчина, жена екатерининского вельможи Федора Васильевича Ростопчина под влиянием бесед с шевалье Огаром, проповедавшего католичество в кругах высшего света. Декабрист М.С. Лунин стал ревностным практикующим католиком и в ссылке посещал латинский храм. В католичестве он видел духовные основы конституционного устройства общества и демократии.

Софья Петровна Свечина (1782-1859) происходила из знатного дворянского рода Соймоновых и получила хорошее европейское образование. По ее словам, чувствовала себя француженкой с тех пор, как стала сознавать ." Приняла католичество в России в 1815, из-за чего была вынуждена эмигрировать в Париж, где ее салон стал духовным центром католической интеллигенции Парижа и очагом русского латинства, чьим распространением она увлеченно занималась в среде русской аристократии, жившей в Западной Европе.

В начале 30-х гг в католичество перешла Зинаида Александровна Волконская, одна и замечательнейших женщин в истории русской культуры, писательница, "царица муз и красоты", хозяйка литературно-музыкального салона в Москве. После этого ей пришлось переехать в Рим, где ее новый салон стал местом паломничества всех приезжавших в Италию русских в 30-40- гг. Принимая в 1839 году наследника престола цесаревича Александра , она обратилась к нему с пламенной речью о необходимости воссоединения церквей. В 1840 г. она приехала в Россию к Николаю I, с целью легализовать свое католичество, но, узнав о непреклонной воли государя карать вероотступников, была вынуждена тайно бежать в Берлин под угрозой ссылки на рудники.

Волконская предлагала перейти в католичество Николаю Васильевичу Гоголю, который симпатизировал католицизму и часто посещал латинские мессы. Но Гоголь ответил в письме:"...религия наша, как и католическая совершенно одно и то же, и потому совершенно нет надобности переменять одну на другую."

Обращение русских в католичество осознавалось как отказ от веры отеческой и переход в иностранную веру, что не было для представителей аристократии вполне преодолимо из-за французского воспитания. Они, как правило, никогда не были сознательными членами православного исповедания, а лишь были крещены в византийском обряде и иногда посещали богослужения в столичных церквях, с пением на итальянский манер. Поэтому православие ими воспринималось как бледная копия прекрасного и совершенного католичества. Кроме того, большинство обращенных составляли женщины бальзаковского возраста, для которых приятные и интеллигентные католические священнослужители, говорящие на французском, были гораздо интересней мужиковатых российских пастырей.

 
Русское Католичество
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017