Россия и Католическая Церковь
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Начало эпохи свободы совести

Российское государство и латинство
 

17 апреля 1905 года был опубликован Манифест о веротерпимости, который разрешал переходить из господствующего православия в другие конфессии.

Была дозволена относительно свободная религиозная деятельность многих ранее запрещенных конфессий за исключением греко-католиков. Не был снят запрет на деятельность многих католических монашеских объединений. В Западном крае начался массовый уход бывших униатов в латинство (и ,следовательно, польскую национальность).

В 1906 г. Виленский епископ Эдуард фон Ропп, будучи депутатом Государственной Думы , пытаясь воспользоваться плодами манифеста, основал Конституционную католическую партию, стоявшую на охранительных монархических позициях. Вскоре партия была запрещена, а Ропп отправлен в изгнание по рекомендации Святейшего Синода, который определил его деятельность как "иезуитскую".

Даже после манифеста достаточно было докладной записки от Св. Синода в МВД, чтобы выслать из страны любого католического священника иностранца.

Переход из православия в латинство был сопряжен с большим количеством формальностей. О желании перейти в католичество следовало подать прошение к местным властям, которые высылали православного священника, увещевавшего не делать этого шага. Обычно батюшка призывал родственников обращающегося оказать на последнего моральное давление. Посылался ли властями латинский священник-увещеватель к католику, желавшему перейти в православие ничего не сообщается.

Латинские священнослужители из-за границы могли приехать в Россию на правах туристов только с разрешения МВД. Остальных категорий иностранцев это не касалось.

В 1912 году отношения с Римом вновь ухудшаются. Римская курия отправила российскому правительству краткий меморандум. Папа требовал свободного сообщения с российскими католиками без посредничества МВД, снять цензуру с "Acta Apostolicae Sedis" и больше прав при назначении епископов на вакантные кафедры. Осенью 1913 года министр иностранных дел С.Д. Сазонов, не без воздействия на него двух меморандумов Св. Престола , предложил образовать особое совещание министров по католическим делам. Государь Николай II согласился на коренной пересмотр законодательства относительно Католической церкви, чему помешала начавшаяся Мировая война.

В первые месяцы наступления на австро-венгерском фронте русские войска захватили последний оплот унии - Галицию. "В восточной Европе я признаю только три религии: православную, католическую и еврейскую. Униаты изменили православию, они ренегаты, вероотступники. Их нужно силой вернуть на путь чистой истины" - сказал военный комендант Галиции граф Г.А. Бобринский. Архипастырь и заступник украинского народа митрополит Андрей (Шептицкий) был арестован и выслан в глубь России. Волынские духовные власти во главе с архиепископом Евлогием (Георгиевским) начали "апостольское" дело обращения галицких униатов в православие. После контрнаступления австрийцев эта кампания полностью провалилась, а все воссоединители бежали. Галичане проводили их проклятиями, что навсегда поссорило их с россиянами.

 
Российское государство и латинство
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017