В 1831 году Папа отказался благословить польское восстание за независимость, ибо
"Церкви ненавистен шум оружия и бунты." Этим была оказана большая услуга
российской государственности. В благодарность в 1839 году в результате более чем 10
летней подготовительной работы была ликвидирована Греко-католическая церковь во
всем Западном крае, за исключением Холмщины. Поводом послужило, якобы, участие
греко-католиков в Польском восстании 1830-31 гг. На самом деле член униатского
департамента Католической коллегии о.Иосиф Семашко разработал план ликвидации
Унии еще в 1828 году, о чем доложил в Синод. В том же году данный план был
высочайше одобрен. Украинское и белорусское крестьянской население Западного края
традиционно негативно относились к полякам и к их политическим целям. Поэтому
обвинение униатов в антигосударственной деятельности имело под собой мало
оснований.
Особенностью данного массового присоединения было то, что мирян не заставляли
отрекаться от католической веры, как полагалось уставами Синодальной церкви, а
священников и епископов принимали "в сущем сане" без повторного рукоположения.
Тем самым "де факто" было подтверждено тождественность веры католической и
православной.
Множество униатского духовенства, не подчинившегося данному решению было
этапировано в Сибирь. В василианские монастыри было запрещено принимать
послушников. Все это привело к ухудшению отношений с Римом. Около десятой части
униатов перешла в латинство. Высланные в Сибирь поляки создали там приходские
общины.
Однако, в связи с ростом революционных настроений в Европе Николай I начал
переговоры с Апостольским престолом, закончившиеся в августе 1847 года
заключением несовершенного конкордата, не разрешившего множества спорных
вопросов. Власть латинских епископов была немного расширена. Папа требовал
восстановления Греко-католической церкви.
В 1848 году образована Тираспольская епархия с центром в Саратове, для духовного
окормления русских немцев католического исповедания.
|