Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Хотя русские проповедники предостерегали от пьянства, указывая на его связь с сексуальной распущенностью и языческими религиозными практиками, в рассказах о чудесах пьяницы в подобных грехах не обличались. Поскольку пьянство требовало объяснения, русские приписывали его, как и другие болезни, козням дьявольским, — если вообще было нужно какое-нибудь объяснение. Они уделяли мало внимания тем факторам, которые подталкивали отдельных индивидов к «хмельному питию», — крылись ли эти причины в частной жизни людей или в общих проблемах социума и культуры. Для лечения от «хмельного пития» в церковной обстановке использовали ограниченный набор средств: успокоить пациента религиозными ритуалами и иногда спокойным разговором, объяснить ему демонический источник его пристрастия к спиртному и убедить не злоупотреблять спиртным в будущем. Хотя пьянство считалось болезнью26, русские не делали различия между хроническим алкоголизмом и случаями обычных выпивок. Таким образом, русская концепция пьянства как болезни существенно отличалась от той, которая получила развитие на современном Западе.

Пер. А. Л. Топоркова

Статья публикуется впервые.

120 Чудеса пьянства: «хмельное питие» в русской агиографии...

Примечания

1 В качестве примеров исследований первого направления см.: [Smith, Christian 1984; Rialand 1989; Левин 1995; Мирошниченко 1995; Нег-lihy 1991; Phillips 1997; Hutchinson 1974; Hutchinson 1980; Krukones 1991; McKee 1998; Snow 1987; Голошенко 1986; Solomon 1989]. Примеры второго направления: [Прыжов 1991; Segal 1987; Segal 1991; Shlapentokhl991].

2 О достоверности житий см.: [Ключевский 1871]; о чудесах как историческом источнике см.: [Thyret 1997]

3 Фрагменты и резюме некоторых из этих сочинений см.: [Smith, Christian 1984:74-105,150-158, 167-172; Segal 1987: 28-43; Прыжов 1991:53; Levin 1989:40-41,55-57,87].

4 БАН, 45.10.9. «Сборная рукопись», XVII в. Л. 65-67об. Другие примеры дидактических текстов см.: Хил. 485, «Сборник», Россия-Молдавия, 1547. Л.59об.-60; [Дружинин 1880: 72]. «Домострой» подобным же образом разрешает умеренное потребление спиртных напитков и даже приводит рецепты их изготовления, в то же время сурово осуждая пьянство. См.: [Pouncy 1994:81-83,155-157].

5 СГУ 259, «Сборник житий новгородских святых», XVIII в. Л. 121 -124.

6 СГУ 339, «Служба и жития Корнелия Комельского и Сергея Обнорского», 1680-1690-егг. Л.43-43об., 49-49об. См. также метафору «глава змея» в «Житии Александра Свирского» (СГУ 357, «Житие и служба Александру Свирскому», 1660-1670-егг. Л. 112). Возможно, упоминание змеиных голов не было только метафорой, но имело под собой вполне конкретное основание: амулеты с таким изображением были очень популярны в России. Не использовались ли они, подобно аметистам в классической Греции, чтобы предотвратить негативные последствия пьянства?


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017