Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

49 О Боге как врачевателе душ и тел см.: [Алмазов 1900: 111, а также 23, 27,33,106,107; Порфирьев 1891:9,12]; РГБ. Ф. 199. Собр. Никифорова. №30. Л. 19об.-20; РГАДА. Ф. 196. Собр. Мазурина. №312. Л. 262, 263-263об. О возмездии за грех см.: [Алмазов 1900:109]. Просьбу к Богу об очищении см.: [Там же: 112].

50 Елеонская [1917: 33-34] цитирует 125 примеров инициальной формулы заговоров, не включающих этих фраз.

51 Молитвенник, 1690-е гг. (HRL, Uppsala 44). Л. 46об.

52 Об Адамовой голове см.: [Флоринский 1879: 4]. О приготовлении медицинских средств в особое время см.: [Левицкий 1907: 150; Соколов 1872:81].

Чудеса пьянства: «хмельное питие» в русской агиографии и чудесах святых

XVII века

Исследователи культуры «хмельного пития» в России Нового времени не испытывали трудностей, прослеживая ее корни в допетровском периоде. Начиная со знаменитого афоризма, приписанного великому князю Владимиру в первоначальной летописи: «Руси есть веселье питье; не можемъ бес того быти» [Повести 1983:57], историки подчеркивают преемственность с прошлым. Некоторые ученые рассматривали употребление алкоголя как выражение привязанности русских людей к дружескому общению и как попытку преодолеть зависимость от суровых физических, экономических и политических обстоятельств, причем государство и церковь, потворствуя злоупотреблению «хмельным питием» для собственной денежной наживы, сами же пожинали потом плоды неумеренного пьянства. Другие ученые видят в увлечении алкоголем отражение русской культуры раболепного мазохизма и неистового анархизма, упоминая в связи с этим варяжский, татарский, московский деспотизм, имперское самодержавие и советский тоталитаризм как причины такой «грубости». Цитируя сообщения путешественников, поучения священнослужителей и законодательные акты, связанные с производством и продажей водки, исследователи обоих направлений изображают московской период как время тяжелого пьянства и неэффективных, лицемерных попыток государства и церкви его контролировать *.