Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

23 [Алмазов 1900: 118]. От головной боли см.: РГБ. Ф.412. Собрание Г. М. Залкинда. № 110. Л. 299-305. О всех святых см.: [Алмазов 1900: 118-119]; также: [Блохин 1889: 18] и РГБ. Ф. 199. Собрание Никифорова. № 30. Л. 17об.-18об. О других необычных группах святых см.: [Елеонская 1917:9-10].

24 О Богородице и дубе см.: [Срезневский 1913: 494]. О ризе Христа см.: [Зенбицкий 1907: 4; Срезневский 1913: 498, 512]. О Господней церкви см.: [Срезневский 1913:486-487 (также 507)].

108

25 [Алмазов 1900:114 (также 48-49); Порфирьев 1891: 4, 5,11]. Молитва: РГАДА. Ф. 196. Собр. Мазурина. № 312. Л. 271 об. включает пассаж о морской пене, дыме и воске, основанный на Псалме 67:3. Некоторые молитвы против нежита адресованы к самому нежиту, а не к Богу; ср.: [Порфирьев 1891:11-12].

26 [Алмазов 1894:170]. Об узнавании судьбы см.: [Срезневский 1913: 482]. Об освящении воды см.: [Алмазов 1894: 170]. Карпато-русская версия XVIII в. рекомендует мирянину начать с того, чтобы взять освященной воды из церкви, «если можешь», а потом произнести заговор, обращаясь к Богу, всем небесным силам и св. Зосиме за помощью; см.: [Яворский 1915: 210-211].

27 [Срезневский 1913:492]. См. также текст в [Зенбицкий 1907:4]: «И как православные крестьяне поклоняются истинному Христу, так бы мне, рабу Божию, поклонялись князи и бояры, и великия власти».

28 [Срезневский 1913:500-501]. Оборот «раб Божий» в мужском роде.

29 Начальную часть молитвы см.: [Срезневский 1913:500,498]. Последний пример имеет продолжение: «от отца своего прощен, а от матери благословен», что еще более подчеркивает пристойность поведения. О воде и мыле см.: [Там же: 491,492]. Заговоры на скот см.: [Там же: 495-496; Зенбицкий 1907: 5].

30 Потребник. М., 1639 (KSC136). Л.57-57об.;также: Потребник. М., 1651 (KSC, 191). Л. 51. Молитва: РГАДА. Ф.310. Собр. Мазурина. №58. Л. 326-327 включает главку, касающуюся «проказы».

31 Шесть могучих слов — это «Елам. Селам. Варгофа. Тофафи. Фивва. Ра-сис» [Алмазов 1900:119]. Сам акт написания молитвы мог представлять собой ритуал. И мирские, и церковные молитвы иногда включали не поддающиеся расшифровке слова; см.: [Сырку 1883:11-12].

32 О талисманах см.: [Елеонская 1917:13]. Об амулетах в целом см.: [Алмазов 1901а: 27-29]. О чарах и демонах см.: [Алмазов 1900: 128]; также: [Зенбицкий 1907:4].


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017