Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Если источники зла, естественные или демонические, были достаточно восприимчивыми, чтобы удовлетворять просьбам, то они были в то же время достаточно материальными, чтобы их можно было физически изгонять. Когда природные вещества использовались во зло (например, железо для изготовления оружия), их посылали обратно «в вашу мать землю». В молитве от грыжи у ребенка читается: «И ты, грыз(ь), не грызи сего младенца, раба Божия имярек... и поди, грыз(ь), от сего младенца имярек на темные лесы, за мхи и за болота непроходимые» [Срезневский 1913: 502]. Источники зла отсылались из сообщества христиан «в непроходимые места», «пустые преходища морские» [ср. Пс. 8: 9], на «холодный север» или к «поганым немцам» 36.

В мирских молитвах проводится четкое разграничение между русскими христианами и иностранцами (часто они неверно именуются «погаными», то есть язычниками), причем эти иностранцы пытаются наслать зло на русских. Хотя современные исследователи любят отождествлять ведьм и колдунов со знахарями, которые пользовались уважением мирян, но в то же время подвергались церковным проклятиям, мирские молитвы недвусмысленно указывают на то, что ведьмы и колдуны обращали свои силы во вред 37. Молитвы изображают всех чужаков как существ подозрительных и опасных и противостоят воздействию колдунов наряду с воздействием таких персонажей, как ца-

Просительные молитвы как источник для изучения..,

99

ри, короли, князья, бояре, поганые, татары, турки, мусульмане, калмыки, черемисы, немцы, киргизы и «все верные и неверные семьдесят племен» 38.

Некоторые сборники включали заговоры, призванные причинить зло, наряду с чарами для благих целей; такие заговоры похожи на те, которые находят в записях ведовских процессов. Христианские мотивы в подобных текстах были немногочисленными и поверхностными; но даже в этом случае заговоры имели не столько языческий, сколько антихристианский характер. Заговор на победу в кулачном бою заменил обычную формулу се яз, раб Божий на се яз, раб, явным образом опустив апелляцию к Богу. Вместо того чтобы призывать христианские силы, говорящий призывал на помощь «из леса леших, из воды водяных» [Срезневский 1913: 505]. Аналогичным образом в заговоре, призванном возбудить в женщине сексуальное желание, осознавалось, что желаемая цель противоречит христианскому правосознанию, поэтому обычная формула также была изменена таким образом, чтобы избежать упоминания Бога. Исполнитель, который желал обрести власть над другими людьми, переделал начальную формулу заговора таким образом: «Лягу не благословясь, стану не перекрестясь», демонстрируя тем самым свой отказ от христианского поведения. После этого он обратился за помощью к нечистым покойникам:


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017