Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

148 Христианские источники культа св. Параскевы

цаемая Пятница, на память Иоанна Предтеча, и восхищена бысть невидимою силою, мнящеся бысть ей на небесах, и ведела пречистую Богородицу по двою дни, а как явилася, и говорила, чтоб люди молилися Богу и матерны не бранились [ПСРЛ 1968/31:122].

Автор ростовской летописи изображает это событие как подлинное проявление божественной благодати. Можно думать, что странствующая святая жена Гликерия приобрела многих последователей в Ростове, ибо в летописи получали отражение только важные события. Переданное ею послание не касалось ни коммерческих предприятий, ни государственной власти, но более относилось к персональной вере. Вдобавок послание св. Параскевы имело отчетливый тендерный отпечаток, призывая к тому, чтобы прекратились словесные оскорбления, унижающие женщин.

Хотя в 1497 г. Гликерия получила официальное одобрение, спустя полвека такое же происшествие вызвало подлинный страх у участников Стоглавого собора:

Да по погостомъ и по селомъ ходятъ лживые пророки, мужики и женки и девки и старые бабы, наги и босы и волосы отростивъ и распустя, трясутся и убиваются и сказываютъ, что имъ являются святыя Пятница и Настасия и велятъ им заповедати християномъ каноны и завечати. Они же заповедаютъ въ среду и въ пятокъ руч-наго дела не делати, и женамъ не прясти и платия не мыти и каме-ния неразжигати [Стоглав 1863:138-139].

Здесь мы видим несколько моментов из тех, которые в этнографических сообщениях XIX и XX вв. связываются с почитанием св. Параскевы. Женщин предостерегают от домашней работы по пятницам, в частности от прядения, а также от хождения с распущенными волосами. Как и ранее Гликерия, эти почитатели св. Параскевы призывают к праведному поведению (насколько они его сами понимают), ссылаясь на желание святой, которая велела им донести ее послание до людей. Последователи св. Параскевы практиковали крайние формы христианской аскезы. Тряслись и занимались самобичеванием участники западноевропейских культов того времени, особенно тех, которые связаны с Черной смертью. Хождение в обнаженном виде, босиком, с непокрытой головой и проповедь Евангелия

Христианские источники культа св. Параскевы

149

были характерны и для русских юродивых. Почитатели св. Параскевы могли ссылаться и на подобные действия самой святой. В житии мученицы Параскевы изображается, как она спрашивает сама себя: «Не добро ли ми есть проповедати Еуангели Христово по вьсемь градом и странамь?» [Всііпзкі гЬогпік 1972. Л.59о6.-60]. Поведение адептов св. Параскевы совсем не напоминает тех действий, которые приписывались язычникам: ничего похожего на пение, питье, пиры и ритуальный секс им не приписывалось. Даже осуждая этих религиозных отщепенцев, Стоглавый собор признает православное содержание их посланий: почитатели Параскевы и Анастасии призывают своих слушателей выполнять обязанности, вменяемые христианскими канонами. Показательно, что Собор не проклял и не осудил само почитание св. Параскевы, но только высказался против буйного поведения наиболее рьяных ее последователей.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017