Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Гагаузы происходят от тюркоязычных кочевников (огузов, печенегов, половцев), принявших ислам еще в IX веке. Перешли они в христианство в XIII веке. На дохристианское исламское прошлое гагаузов указывают арабские слова и мусульманские термины, встречающиеся в их обиходе. В русско-турецких войнах конца XVIII — начала

19 См.; Щипков А В. Во что верит Россия. СПб., 1998. С. 93. В 1930-е годы всех кряшен записали татарами. Народ был попросту забыт. И лишь недавно, в 1999 году, эта народность снова была официально восстановлена в Российской Федерации. С конца 80-х годов наблюдается культурное и духовное возрождение кряшенского народа.

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ, ОБРАТИВШИЕСЯ ИЗ ИСЛАМА 127

XIX века гагаузы выступали на стороне России. Тогда же они в большинстве своем переселились в опустевшие степи Южной Бессарабии.

Не менее плодотворной была миссия среди народов Кавказа. Во второй половине XVI века обратившийся из ислама и ставший христианским миссионером Аллах-Верди из Цахура вернул в Православие целое племя грузин-ингилов20.

В самом начале XIX века стараниями православных миссионеров было обращено в христианство свыше 47 тысяч осетин21 — большая часть народа. К 1823 году обращены были почти все осетины22. Значительное количество абхазов также возвратилось в Православие.

В августе 1759 года знатный кабардинец Курго-ко Кончокин вместе с семьей принял святое Крещение, был наречен Андреем Ивановым и обратился к кизлярскому коменданту с просьбой «отвести ему место для поселения между урочищами Моздок и Мекенем»23. В 1762 году он был удостоен звания подполковника и наименован князем Черкасским-Кончокиным. Им был основан нынешний город Моздок, и многие из заселявших его кабардинцев добровольно переходили в Православие.

20 См.: Ибрагимов Г. X. Христианство у цахуров // Альфа и Омега. 1999. № 1 (19). С. 177.

21 См.: Гедеон (Докукин), митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М, СПб., 1992. С. 105.

22 Среди осетин существуют два клана, характеризующиеся как диалектными различиями, так и вероисповеданием: иронцы (христиане) и энгорцы (мусульмане).— Ред.

23 Еще задолго до него, в 1558 году, перешел в Православие кабардинский князь Салтан Идаров.

128

ОТ РЕЛИГИИ ПОЛУМЕСЯЦА К РЕЛИГИИ КРЕСТА

В настоящее время их потомки составляют около 2 500 человек — примерно половину этнической группы моздокских кабардинцев24. Частные случаи обращений знаменитых людей имелись практически во всех народах Кавказа.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017