Богатая и важная тема истории православной миссии среди мусульман также еще ждет достойного исследователя. Здесь же автор, не имея возможности охватить ее полностью, делает попытку осве- ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ, ОБРАТИВШИЕСЯ ИЗ ИСЛАМА 125 тить хотя бы несколько граней данного процесса, которые позволили бы составить целостное и более соответствующее действительности представление об этой малоизвестной стороне проповеди вселенского Православия. Из истории миссии Константинопольской Православной Церкви можно узнать, как после возвращения в X веке Антиохии в состав Византийской империи практически все местное арабо-мусуль-манское население в течение нескольких лет добровольно, включая представителей арабской знати, перешло в Православие16. То же происходило и в возвращенных примерно тогда же округе Лао-дикея и городе Мелитена17. Но наиболее ярким является, безусловно, событие 935 года, когда целое арабское бедуинское племя бану-Хабиб «в числе 12 ООО всадников в полном вооружении, с семьями, клиентами (людьми, не входящими в племя, но находящимися под его покровительством.— Ю. М.) и рабами перешло к грекам, приняло христианство и стало сражаться против своих прежних единоверцев»18. Арабский историк XIII века Ибн За-фир пишет, что бану-Хабиб остаются христианами «по сие время». В целом в 1Х-Х веках из ислама в христианство обратились до 100 тысяч человек. Для Русской Церкви миссия среди мусульман традиционно Святитель Михаил Киевский (X век) посылал монаха Марка проповедовать Христа 16См : Кривое В В. Арабы-христиане в Антиохии Х-Х1 вв. С. 248-249. 17 См.- Мец А. Мусульманский ренессанс. С. 324. '"Бартолъд В. В. Турция, ислам и христианство. С. 421. 126 ОТ РЕЛИГИИ ПОЛУМЕСЯЦА К РЕЛИГИИ КРЕСТА булгарам-мусульманам, в результате чего приняли Крещение четыре князя булгарских. Святитель Петр Московский (XIII век) вступал в публичные диспуты с мусульманскими проповедниками и одерживал в них победу. Святитель Макарий Московский (XVI век) крестил последнего хана Казани — Едигера-Мухаммеда — и пекся о проповеди Православия среди татар. В результате более чем четырехсотлетней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди татар образовалась новая этноконфессиональная группа — кряшены, состоящая из православных татар. По переписи 1926 года кряшен было около 200 тысяч19. В настоящее время на территории России их проживает порядка 320 тысяч. Другой современный тюркский народ, обратившийся из ислама,— гагаузы, общая численность на сегодняшний день 220 тысяч человек, преимущественно проживают в Молдавии, где с 1994 года имеют автономию — Гагауз ери. |
||