Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

«Для излечения болезней часто используются религиозные формулы. История о том, как святой исцелил глухую девочку, прошептав ей призыв на молитву,— только один пример из длинного списка чудесных исцелений, совершенных святыми при помощи формул зикра или молитв»132.

Однажды мистик X века Абу ал-Адйан поспорил с зороастрийцем, что сможет пройти невредимо

тШиммелъ А. Мир исламского мистицизма. С. 170.

130 Там же. С. 170.

131 Там же. С. 165.

132 Там же. С. 167. у

70

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

через огонь, поскольку огонь сжигает лишь с Бо-жия соизволения. Он в самом деле прошел через огонь, и ошеломленный зороастриец принял ислам. Ночью же святой обнаружил у себя на ноге волдырь. Он сказал слуге, что волдырь, должно быть, появился в тот самый момент, когда он очнулся от транса, выходя из огня, и добавил: «А если бы я пришел в себя, находясь в огне, я бы сгорел дотла». То есть его сохраняла сила транса133.

Интересно также, что, высказываясь о чудесах христианских святых, суфийские подвижники, не отрицая их, определяют их как творимые «через нияз, то есть путем тренировки тела... И вот этот начальный уровень — это уровень, от которого очень трудно оторваться, очень опасный уровень. Из-за увлечения этим уровнем в соответствии со степенью увлечения увеличивается количество преград, завес между ним и Всевышним»134.

Приведенные тексты свидетельствуют о том понимании чудес мусульманских святых, что они происходят в силу некоего обретенного святыми свойства или благодаря их способности использовать сокрытые силы человеческого естества либо ритуальных формул, но не в силу личного участия Бога в каждом из этих чудотворений. Вот как на эту тему выражается один из современных суфийских авторов: «Суфии относятся к чудесам спокойно, считая их следствием работы определенного механизма (выделено мною.— Ю. М.), который будет оказывать влияние на человека в той