Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Последствиями первого греха христианство называет несколько явлений в жизни человека.

Во-первых, это духовная смерть. Наступившая после грехопадения и выразившаяся в помрачении ума, воли и чувств прародителей, она привела к расстройству самой человеческой природы. «Все силы души его (человека.— Ред.) получили неподобающее направление, наклонились к злу, к страстям»62. Извратилась вся прежняя богозданная иерархия в человеке: «Дух должен был жить Богом, душа — духом, тело — душой. Но дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными, а подобными той автономной доброте и красоте, которые змий открыл женщине, когда привлек ее внимание к древу. Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимаются страсти.

59 Святитель Григорий Богослов. Творения: В 2 т. Сергиев Посад, 1994. Т. 2. С. 34.

60 Святитель Мелитон Сардийский. О Пасхе // Сочинения древних христианских апологетов. С. 533.

61 Блаженный Августин Иппонийский. Творения. СПб., Киев, 1998. Т. 3. С. 557.

62 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад, 2002. С. 238.

представление о грехе

39

И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть»63. «Со времен Адамова преступления душевные помыслы, отторгшись от любви Божией, рассеялись в веке сем и смешались с помыслами вещественными и земными»64. «Ибо изменение произволения в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в естество человеческое»65, «претерпело изменение и тело, став вследствие преступления заповеди тленным и смертным из нетленного и бессмертного»66; «земля, проклятая в делах Адама, есть плоть Адама, вследствие дел его, то есть страстей оземлянив-шегося ума, всегда подвергаемая проклятию в виде бесплодия добродетелей»67; «до вкушения знали они добро по опыту, о зле же только слышали, а по вкушении произошло противное тому: они стали только слышать о добром, худое же испытывать на деле»68. Грехопадение «не только расстроило простую душевную память о добре, но и извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели»69; «оба — тело и душа — растлились и сорастворились по естественному закону объединения и влияния друг на