Именно поэтому, когда тот же император Никифор II Фока (963-969) задумал издать закон, по которому все христианские воины, павшие в боях с мусульманами, автоматически причислялись бы к лику святых мучеников, Церковь, несмотря на все принуждения, категорически воспрепятствовала самой мысли о таком нововведении как противоречащем самому духу христианства87. 85 Кормить и одевать, во всяком случае в московских церквах, нищих мусульман в связи с ней не перестали. 86 Джамилах Марьям. Два муджахидина недавнего прошлого и их борьба за свободу против иностранного владычества Б. м., б. г. С. 8. 87 См.: Скилица И. Недостатки правления Никифора // Лев Диакон. История. М, 1988. С. 118. 204 ОТ РЕЛИГИИ ПОЛУМЕСЯЦА К РЕЛИГИИ КРЕСТА Именно поэтому в Константинополе уже в конце VIII века арабским купцам было позволе-но отстроить мечеть , в которой, как явствует из писем святого патриарха Николая Мистика, пленные арабы даже в самые победоносные для империи дни могли молиться без какого-либо принуждения их к принятию христианства89. Следует здесь, наверное, сказать несколько слов о сложившемся у исследователей мифе о какой-то небывалой веротерпимости Арабского халифата, «неизвестной средневековой Европе». Из чего этот миф складывается и чем обосновывается? Исследователь видит, что несториане и моно-физиты, по отношению к которым в Византийской империи регулярно предпринимались гонения, бежали в мусульманские страны и там жили в этом отношении более благополучно. На основании этого и возникает идея о большей веротерпимости халифата. Однако исследователь не учитывает тот важный факт, что у монофизита или несторианина в этих двух империях был разный статус. В Византии он был еретиком, и его как еретика гнали. В халифате же он был иноверцем, и его никто не трогал, если он не занимался прозелитизмом. |