Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Мат. по арх. Росс. №11, статья Антоновича, 7, Древляне, Записки Императорского Археологического Общества VIII, 120-1, Радимичи, ср. ШейеНе, 296.

48 Известия Императорского Общества любителей.естествознания, антропологии и этнографии ХЫХ, кн. I, 70, Смоленск, кн. III, 21, Известия IX археологического съезда 1893, № 6, 3, Радимичи; Бранденбург, Журнал раскопок 203, Труды IX археологического съезда II, 116.

49 Отчет Императорской Археологической Комиссии 1892, 140, Березина.

50 Ср. Спицын 322.

51 Труды IX арх. съезда II, 116, Минск, Чтения в Общ. Нестора VIII, 14, Радимичи.

52 Труды IX арх. съезда II, 116.

53 Труды IX арх. съезда 1,230, II, л.16, Минск, Отчет Археологической Комиссии. 1892, 140, Березина; Самоквасов. Могилы рус. земли, 206, Чернигов.

4 Труды XI арх. съезда 1,135 {Антонович), Волыняне; Мат. по арх. Рос. №11,5 {Антонович), Труды IX арх. съезда II, 116; ШейеНе 284 сл.

55 Мат. по арх. России № 11. Статья Антоновича, 6; ШейеНе, 325 и след.

религия восточных славян 69

Тут же считаем уместным прибавить, что изредка в курганах находят скелеты, которые носят признаки обжигания или, как полагают, частичного, неполного сожжения56. Следует отнести обжигание к числу способов лучшего сохранения трупа (ср. выше — угольная подстилка и окружение тела со всех сторон углем), или надо ли считать его переходной стадией от обряда сожжения к обряду погребения; ввиду крайней немногочисленности случаев этого мы не в состоянии решить58.

Как видно было из предыдущего, при погребении довольно часто обнаруживаются подробности, имеющие целью лучшее сохранение тела. Стремление к сохранению тела умершего проходит вообще красною нитью через весь обряд. Против быстрого гниения клали покойника на угольную, зольную, песочную подстилку59 или окружали его со всех сторон известью, берестой. В практической жизни народа углю (ср. обжигание), песку и бересте и теперь приписывается свойство предохранения от гниения. Для защиты тела умершего устраивали также погребальные камеры и гробы, против скорого гниения которых также принимались меры. Даже вещи, которые давали покойнику в могилу, обматывали берестой.

Устройство погребения показывает, что оно должно было служить жилищем покойнику. Своим видом (вид домика с крышей, комнаты) оно напоминало о жилом доме. В этом своем новом жилище душа продолжала свое посмертное существование, имея то же самое, что и живые: ей нужны были одежда, пища, тепло, предметы обихода, быта, хозяйства и своей прежней специальности, чтобы она могла продолжать заниматься тем, чем покойник занимался при жизни. Живые должны были заботиться об удовлетворении нужд души даже после погребения: приносить на могилу пищу и огонь в


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017