Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

22.

2 Там же. С. 28 и след.

* После слов «крайне мало» в немецкой рукописи вклеен листок, на котором рукою В.Мансикки по-немецки написано: «О странах, которые находятся между Вислой и Черным морем, о северных и восточных склонах Карпат, о Галиции, о западной и юго-западной России мы располагаем лишь скудными историко-географическими сведениями».

Далее добавлено: «С другой стороны, очевидна важная роль, которую восточногерманские народы играли уже до нашей эры в заселении названных территорий. Восточногерманское культурное влияние Арне (Arne) ощущает даже в урновых захоронениях и в могилах-кострищах (методом сжигания) средней России (Черниговская и Киевская губ.) и утверждает, что следы этого прослеживаются вплоть до V в. до Рождества Христова (T.J.Arne, Det stora Svitjod 4 и след., 19). Вследствие этого картина, которую представляют названные области в археологическом плане, оказывается лишенной единства. Поэтому при проведении исследований в области религиозного культа мы должны соблюдать величайшую осторожность.

религия восточных славян

59

Свои суждения о древнем культе мы можем основывать главным образом на археологических находках таких территорий, относительно которых не существует сомнений, что они в период между У1-Х1 веками были обитаемы преимущественно славянами. Данные более старых эпох нам непригодны, так как их славянское происхождение не достоверно3. Но и в той сравнительно ограниченной области, которую мы могли бы определить преимущественно славянской, встречаются спорные и неясные пункты, случаи, когда славянское происхождение находок подлежит сильному сомнению. Особенно неясны пограничные области на севере, востоке и юге, где обнаруживается сильное смешение культур с преобладанием культурного воздействия со стороны литовцев, латышей, западных и приволжских финнов и туркско-татарских кочевников. На севере славянские могилы с трудом отличаются от могил литовских или финских: не только в их конструкции и обстановке, но и в характере и стиле вещей замечается много сходного. Столь же трудно отличить славянские курганы от финских в нынешней средней России, где последние простираются до Владимирской, Московской, Тверской и Витебской губерний, и от курганов кочевников на юге, на нынешней украинской территории, где славяне в продолжение длинного периода времени подвергались сильному восточному влиянию. Внутри славянской области наблюдаются следы скандинавского воздействия. Оно чувствуется в IX и X веках в первых центрах восточнославянской культуры в Киеве, Новгороде и Смоленске. В Смоленской губернии, где в указанное время соединялись пути с востока, запада и севера и где скрещивались самые разнообразные культурные влияния, нашли типичные для варягов погребения в лодке, и инвентарь могил оказался скандинавского типа4. В одном из этих курганов обнаружены следы описанного арабским писателем Ибн Фадланом «русского» обычая сжечь вместе с умершим одну или несколько женщин5. Приписывая богато устроенные могилы Смоленска скандинавской знати (ОЬегккззе), Арне находит, что другие, бедные своим инвентарем могилы, принадлежат славянам6. Впрочем, для указанного времени можно установить наличность скандинавских поселений в пределах современных Петроградской, Новгородской, Смоленской, Ярославской, Владимирской и др. губерний7.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017