Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Этнография

365

im alten Griechenland, «Mélangos Nicole», Genève, 1906, J., 95 сл.; Jos. Zehetmaier. Leichenverbrennung und Leichenbestattung in alter Hellas, «Beiträge zur Kunstgeschichte», N.F., XXXV, 1907 J.) и если даже не соглашаться с гипотезой Дёрпфе льда (как это делает, например, C.Rouge. Bestattungssitten in altén Griechenland, «Neue Jahrb. f. d. Kl. Allert.», XXV, 1910, 385 сл., срв. ответ Дёрпфе ль да, там же, XXIX, 1912,1-26), то все же его соображения могли бы оказаться нашему автору не бесполезными.

В некоторых случаях с автором нельзя согласиться. Так, вряд ли славянское «вила» тюркского происхождения (с. 153, примеч.); правильнее сопоставлять его с литовск. vèlès — «духи умерших». Равным образом, нет основания признавать славянское «Перун» заимствованием из германо-балтийского цикла, модифицированным благодаря народной этимологии (с.с. 381-384). Я считаю, что в основе славянского «Перун», балтийских параллелей с к (лит. Perkunas, латышек, р ё г k û n s, др. -прусск. percunis), германских аналогий с g (готск. fairguni, др.-исл. Fjorgyn) и др.-инд. Parjânya лежат три варианта индо-европ. корня perq-, per- и perg-. Нас. 394 Мансикка интерпретирует имя Дажьбог, как deus dator. Против этого нужно возразить, что первая часть этого имени не может заключать в себе глагольной основы, так как в славянских языках встречаются лишь такие сложения с глаголами, в которых имя существительное является объектом глагольной основы.

Но все это — мелочи. В общем же труд В.Й.Мансикки как первый опыт историко-литературного и фольклористического анализа письменных источников древнерусской религии является, благодаря тонкому критическому чутью и ряду правильных и убедительных мыслей автора, ценным вкладом в этнологическую литературу. И можно лишь пожелать, чтобы за этим вводным томом скоро последовали и остальные.

Е.Кагаров

ОГЛАВЛЕНИЕ

Habent sua fata libelli. АЖАлиева.......................................................... 5

Судьба и труды академика В.Й.Мансикки (1884-1947J АЖАлиева 11

Труд В.Й.Мансикки в истории изучения славянского

язычества ВЖПетрухин, С.М.Толстая.................................... 45

В.Й.Мансикка. Религия восточных славян.

Подготовка текста А.И.Алиевой, В.Я.Петрухина, С.М.Толстой 55

Предисловие. Перевод с немецкого ТВ.Кудрявцевой.................... 57


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017