Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В книге «Видов земли», которую приписывают географу ал-Бал-хи (а! Ва1сЫ, умер ок. 934 г.), между прочим, содержатся сведения о «руссах». Кратко отмечен погребальный обычай этого народа393:

«Русы сожигают своих покойников, а с их богатыми сожигаются девушки по их доброй воле».

Определить национальность описываемых здесь «руссов» нет никакой возможности. Данное племенное название употребляется автором

389 Гаркави. 268; Томсен. Там же.

390 Томсен. 46.

391 Гаркави. 91.

392 Томсен. 47.

393 Гаркави. 276.

246

в самом широком смысле слова394; с одной стороны, оно применяется к многочисленному народу, живущему в соседстве с Румом (Византией?), к северу от него; с другой стороны, оно обозначает племена, обитающие между восточными болгарами и славянами, рядом с Хазарией. Одно из племен «руссов» называется Славней—обстоятельство, которое намекает на славянское происхождение «руссов». Относительно этнографической стороны приведенного сообщения следует заметить, что здесь вкратце передается тот факт, который пространно и с фантастическими подробностями описан Ибн Фадланом.

Показание ал-Балхи приводится с буквальной точностью в «Книге Климатов» Абу Исхака ал-Истахри (Abu Ishak al Istahri), писавшего ок. 950 г.39 , и в труде его продолжателя Ибн Хаукаля (ibn Chaukal) «Книге путей и государств», написанной ок. 977 г. и составляющей дополнительную переработку сочинений Аль-Балхи и Истахри396.

Знаменитый испано-арабский ученый ал-Бекри (умер в 1094 г.), который в 1066 г. составил географическую компиляцию под названием «Книга путей и стран» («Buch der Wege und Länder»), сообщает о погребальных обычаях славян. Свои сведения ал-Бекри заимствовал из сочинений Масуди и из того источника, которым пользовался Ибн Росте (Джайхани)397. Приведем его сообщение на основа-нии русского перевода .

Масуди говорит: «И распадаются славяне на многие племена... Племя, о котором мы сказали, что оно называется Srnün (=Srbin), сожи-гает себя в огне, когда глава племени умрет. И сожигают также своих лошадей. И у них обычаи, подобные обычаям индийцев. Они граничат с востоком и далеки от запада И они радуются и веселятся при сожи-гании умершего и утверждают, что их радость и их веселье происходят от того, что его (покойника) господь сжалился над ним (ср. Ибн Росте). Жены же мертвого режут себе руки и лица ножами. А когда одна из них утверждала, что она его любила, то она (по его смерти) прикрепляет веревку, поднимается к ней на стуле, крепко обвязывает себе ею шею; затем вытаскивается из-под нее стул, и она остается повешенной, болтаясь, пока не умрет. Затем ее сожигают, и так она соединяется с мужем» (ср. Ибн-Росте).


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017