Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Говоря о процессах ведьм, считаем нелишним напомнить, что известный способ испытания водою имеет параллель в истории русского права. Мы разумеем суеверный институт «суд Божий», упоминаемый в «Русской Правде». За неимением свидетелей по обвинению в убийстве назначался суд Божий, т.е. испытание водой и железом. Ср. Владимирский-Буданов. Хрестоматия по истории русского права 41, 68 сл.

232 В.Й.Мансикка

Свидетельства иностранных писателей

Византийский историк Прокопий Кесарийский (Prokopios von Caesarer {умер ок. 562}) в своем труде, посвященном истории войны с готами (De Bello Gothico), написанном около 550 г., говорит между прочим о религиозных воззрениях славян и антов, составлявших некогда единое племя между собой (liber Ш,сар.14)349:

«Unum enim deum, fulguris effectorem, dominum huius universitatis solum agnoscunt, eique boves et cuiusque generis hostias immolant. Fatum minime norunt, nedum illi in mortales aliquam vim attribuant: at cum sibi vel morbo correptis, vel proelium ineuntibus, iam mortem admotam vident, deo vovent, si evaserint, continuo vic-timam pro salvo capite mactaturos: elapsi periculo, quod promisere sacrificant, eaque hostia vitam sibi redemp-tam credunt. Praeterea fluvios colunt, et nymphas, et alia quaedam numina; quibus omnibus operantur, et inter sacrificia coniecturas faciunt divinationum*. / Прокопий, который в качестве друга и секретаря сопровождал полководца Велизария в походах, свои сведения о быте славян и антов мог черпать из авторитетных источников. Во время походов ему приходилось сталкиваться с разными славянскими племенами и делать личные наблюдения над их бытом. Можно думать, что он знал лучше всего ближайших соседей Византийской империи, южных славян. В антах видят восточных славян350. Очевидно, отмеченные Прокопием религиозные представления являлись общими для южных и восточных славян: почти все то, что Прокопий знал о религии первых, являлось свойственным и для последних.

По тем же соображениям мы приводим сообщение Маврикия об отношениях славян к своим мертвым. Маврикий, автор военного

Corpus scriptorum historiae Byzantinae, pars II. Procopius. Vol. II, Bonnae 1833, S. 334; см. также Safarik. Славянские древности (Перевод Бодяиского) II, III, Приложение 36; О Прокопий см.: Dahn. Prokopios von Caesarea.

* «Ибо они признают только единого бога, создателя молнии, господина этого мира, и приносят ему в жертву быков и всякого рода жертвенных животных. Они не признают судьбы, не говоря уже о том, что не наделяют никакой силой мертвых; когда же их настигает болезнь или они идут в бой и видят, что смерть близка, они дают богу обет, что, если избегнут смерти, немедленно принесут ему благодарственную жертву за спасение жизни; избежав опасности, они приносят в жертву то, что обещали; они верят, что этой жертвой они выкупили свою жизнь. Кроме того, они поклоняются рекам, и нимфам, и некоторым другим божествам; они приносят им всем жертвы и между жертвоприношениями по предсказаниям строят догадки <о будущем>» (лат.).


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017