Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Буслаев. Исторические Очерки, II, 14, Журнал Министерства Народного Просвещения 1894, II, 318 (Веселовский).

326 Гальковский. 152.

327 Смирнов. Материалы, 186.

328 Смирнов. 112. Собиранием древнерусских сведений об играх, увеселениях и представлениях скоморохов занимались авторы специальных исследований. Назовем наиболее важный труд — Разыскания в области русского духовного стиха А.Н.Веселовского, VII, Румынские, славянские и греческие коляды. Ср. кроме того: Фаминцын А. Скоморохи на Руси; Гальковский. 186.

329 Смирнов. Бабы богомерзкие, 229.

330 Пономарев. Памятники III, 124.

331 Пам. стар, русск. лит. И, 463, ср. Забелин. Опыты изучения русских древностей, I, 167.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 229

«Слыши, сыне моі, про обавъницу и еретицу: Издітьска начнетъ у проклятыхъ бабъ обавничества навыкать и еретичества іскать і вопрошати будетъ многихъ, како бъ еі замужъ вьіітить и какъ бы еі мужа обавити на первомъ ложе і в первоі бане. И взыщетъ обавниковъ и обавницъ і волшебствъ сатанинъскихъ, и над іствою будетъ шепъты ухищьряти і под нозе подсыпати і в возглавие і в постелю въшивати і в порты різаючи і над чіломь вътыкаючи і всякия прилучившияся к тому промышъляти и коре-ниемъ и травами примішати і всімь над мужемъ чаруетъ, сердце его выссетъ, тіло изсушитъ,... і тако его возненавидитъ, юныхъ же возлюбить, умершвляющіе зелие сыщетъ».

Из Азбуковников332: волхвы и чародеи «в различных ихъ мнимыхъ заговорныхъ молитвахъ пишуть ино-страною річью бісовская имена, тако же творять, и надъ яствою и надъ питіемь, шепчюще призываютъ та злая имена и дають ту ядь и питіе болнымъ вкушати, овімь же съ тіми злыми имены наюзы на персіхь дають носити и многихъ простыя чади душа тако в погибель вводять. Мнози отъ человікь приходяще къ волхвамъ и ча-родіямь и пріемлють от нихъ нікая бісовская наюзы и носять ихъ на себі ... Иная бісовская имена призывающе волхвы и чародій надъ іствами и питіемь, и та дающе нікимь простымъ вкушати, яко ради здравія ... или на харатіяхь написаны носящи». В этой связи считаем уместным привести скудный материал тех схематических перечней грехов, которые очень часто попадаются в древнерусских поучениях. Черты реальной жизни крайне редко проглядывают в них. Схемы грехов представляют из себя издавна установленную литературную традицию, восходящую к Библии и творениям отцов церкви . Не почерпая новых нравственных пороков из жизни и «не выпуская из имевшихся и перешедших из греческих оригиналов тех, которые отжили свое время»334, схемы грехов механически вставлялись в качестве общего места в разного рода древнерусские поучения. Большой популярностью пользовалось Слово, в котором грехи перечисляются по тем мытарствам, которые должна проходить душа после исхождения из тела. Слово приписывается какому-то Кириллу-философу335. Оно имеет литературную связь с


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017