Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

207

вопросах все возможные, даже чисто теоретические для данной ме-

250

стности, явления жизни .

Из позднейших памятников церковного законодательства, несомненно, отражающих подлинную русскую жизнь, первое место, безусловно, принадлежит Стоглаву. Вопрос об искоренении грубых нравов современной жизни, в особенности волшебства и суеверий, служил предметом особенного внимания на Стоглавом соборе: разные виды колдовства неоднократно упоминаются в вопросах собравшихся пастырей церкви. Отцы жалуются (вопр. 2) на то, что те «сорочки», в которых иногда рождаются дети,

«приносять къ попомъ и велять ихъ класти на престолъ до шти

неділь».

Далее в Стоглаве встречается следующее сообщение: «Нікоторьш же невігласьі попы въ Великій Четверть соль подъ престолъ кладуть и до седмаго четверга по Велиці дни тамъ держать, и ту соль дають на врачеваніе людемъ и скотомъ». Во время судебных поединков, говорится в 17-м вопросе, «волхвы и чародійники отъ бісовскихь наученій пособіе имъ творять, кудесы бьють и во аристотелевы врата и въ рафли смотрять и по звіздамь и по планитамъ глядають и смотрять дней и часов и тіми дьявольскими дійствьі миръ прельшають и отъ Бога отлучають, и на ті чарованія надіяся поклепць и ябедникъ не мирится и крестъ цілуеть, и на поле бьются и поклепавъ убивають». XX

Упомянутые здесь рафли, аристотелевы врата и астрологические гадания отнесены в 22-м вопросе к числу прочих отреченных «и святыми отцы седмаго собора отверженных» еретических книг:

«Злыя ереси, кто знаеть ихъ и держится, рафли, шестокрылъ, во-ронограй, остромій, зодій, алманахъ, звіздочетьи, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бісовские, которые прелести отъ Бога отлучають, и въ ті прелести віруючи многихъ людей отъ Бога отлучають и погуба-ютъ».

Наконец, в конце Стоглава, в коллективном ответе на «еллинское бісованіе, волхвованіе и чародіяніе» (гл. 93) приводятся с толкованиями соответствующие вселенские правила, на которые, как мы видели, составители вопросов иногда ссылаются.

Возможно, что приведенный перечень «еретических мудростей» стоит в связи с известными статьями об отреченных книгах. Ввиду то-

Укажем здесь на позднейшие вопросы, тесно связанные со статьями Номоканона при Большом требнике; греческий оригинал этих вопросов налицо: Рцы ми, чадо, не чародъйствовалъ ли еси или волхвуя л1ялъ еси воскъ или олово ... не пре-вязуеши ли животная, да не снъстъ е волкъ; не превязалъ ли еси мужа и жену или ино превязаше немощи; не носиши ли хранительная от бьипя? Горчаков в 16 прис. наград гр. Уварова, 106, 72; Ср. Алмазов. 1,167-168, III, 288, 291, XVIII в.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017