Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Mansikka V.J. Kleinere Beiträge zur Balder-Lemminkäinen Frage // Finnisch-ugrische Forschungen VIII. Helsingfors, 1908;его же: Ristinpuulegendajasuomalainen гшю Isosta Tammesta (Легенда о Крестном древе и финская руна о Большом дубе) // SuomalaisenTiedeakatemianesitelmätjapöytäkirjat. 1909. № 1. S. 179-200.

40 Mansikka V.J. Über Russische Zauberformeln mit Berücksihtigung der Blut- und Verrenkungssegen. S. 289-305.

41 Mansikka V.J. Über russische Zauberformeln mit Berücksichtigung der Blut- und Verrenkungssegen. Helsingfors, 1909. S. 299: «Основы успешного изучения финно-угорских заговоров заложил К.Крон в своем исследовании, в котором он приходит к отрицательным выводам относительно существования общефинской заклинатель-

24

А.И.Алиева

Но основное место в книге занимает исследование заговоров «славяно-русских» (81ау15сп-ги5515спеп), по терминологии самого ученого. На основе проделанного анализа он стремится доказать, что заговорная традиция не ведет свое начало с языческих времен, что источником эпических элементов в заговорах не являются эпизоды из жизни дохристианских божеств, которых затем вытеснили христианские святые. Исходным пунктом работы В.Й.Мансикки служило программное для историко-географического метода убеждение, что заговоры, оформившиеся и записанные в христианскую эпоху, испытали влияние знатоков библейской, апокрифической и духовной символики42.

Анализируя сюжеты и мотивы заговоров (от детского плача, встреча с чертом, о «чудесном» мужике, о падении с неба некоего существа), В.Й.Мансикка выявил их источники — различные апокрифы. Так, он считает, что «мотив заговора "встреча со злым существом"» был создан под влиянием апокрифа «Прение Господа с Дьяволом», в основе мотива появления «чудесного мужика» лежит апокриф «Как Христос плугом орал», а заговорные формулы «на кровь» возникли под влиянием апокрифов об убиении Захарии, кровь^которого окаменела, и о ранах распятого Христа.

В.Й.Мансикка попытался отыскать упоминание о языческих богах не только в сюжетах и мотивах заговоров, но и в эпических формулах, однако и здесь «выявил исключительно христианские, апокрифические, близкие к преданиям представления. Все, что имело более глубокое значение в жизни Христа, нашло отражение в заговорах»43.

Вместе с тем ученый проследил и западное влияние на заговоры, выявив источники различных подробностей в латинских лечебных молитвах, немецких молитвах-напутствиях путешественнику, привел многочисленные примеры из западно- и восточноевропейских лечебников, в которых заговоры фиксировались, начиная с XIII века.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017