Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

205

исповеди. Волшебство, чары, ворожба, наузы, привороты, «порча», вера во встречу и в сны и т.д. часто упоминаются в греческих уставах246. Ряд аналогичных вопросов можно отметить в древнейших югославянских требниках247. Остановимся на вопросах древнерусских уставов, придерживаясь хронологического порядка. К ХІУ-ХУ

248

векам относятся следующие вопросы :

«Или къ волхвом ходишь? Или к волхвомъ ходил и собі въ дом приводил? Или відевьство и чары знаеши? Или мывшиси моло-комъ или медомъ давала пити милости деля, или мывшися в ка-цемъ судне пила или каково наузы носила еси? Или испортила ли еси кого зеліемь, или ходила еси к волхвом ворожи діля, или позвала къ себі врожениць, ідала ли еси дітину пупоріезину, дітей хотячи, ставливала ли діжи с бабами, смывала ли еси млеко с персей своих медом и давала еси будешь пити мужу своему, или иному кому любви діля; или потворила ли еси будеши кого на лихо; чяры на кого или на подругу вязывала будеш; и въ зеліяхь мужей у відуновь зелеи искала еси; есть ли за тобою которые промыслы злые; или віщество рекше віданіе нікоторое или чары или наузы; испортила ли еси ниву нічью или ино что, человека, скотину или ино, что уморила ли еси, носила ли еси на себі узлы каковы? Или умыла еси крестъ или у святыхъ очи; а крестъ или иконы или очи во святыхъ изымал еси на которыя потребы и наузы, или тріску у церкви со стіньї взялъ? Пивши зелье плода діля; дЪявъ чаръ какы любо, іли жена ложе снідьши і теченья кровнаго своего въкусивши? Или самъ разуміеши волхво-вание? Аще ли въ стрічю віровал, аще ли в сонъ віровал и толковал с Волхвовашемъ, потворы и ворожами, наузы и чародійством; віруя в сонъ, въ стрічю, въ чехъ, въ птичь граи, в ворожу, в басни бісовскьія?»

Еще больше разнообразия представляют вопросы позднейших уставов. Ввиду того, что в этих уставах часто повторяются виды волшебства, известные уже из приведенных вопросов, мы отметим лишь новое по сравнению с последними249:

«Или ворожил чем; или зелия отравныя знаеши, или иныя какия, или чары бісовския? Или кого зелием портил еси, и травою доходил еси си жены; или пророчествовалъ еси добро и зло и твар бию и смерть прорекал еси себі и другу? Или ворожила еси з бабами богумерзская? Или кому не давала своего млека или своея

Алмазов. I, 158,167-169; ср. Правила Иоанна Постника.

247 веШег. Указ. соч., 125; Алмазов. III, 92, 96.

248 Алмазов. III, 107, 144,1, 407, III, 160, ср. III, 155, 165-166,1, 406, III, 276-277, 184, 151,


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017