Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Сами по себе амвоны Сан Лоренцо – новое слово в стилистике церковного убранства.  Донателло сделал их в виде саркофагов, поднятых на четыре колонны. Украшающие амвон рельефы «Страстей Господних» разделяются пилястрами, которые создают небольшие паузы в композиционном ритме динамически напряженной и насыщенной сцены. Затем рельефы вновь как бы соединяются в одно целое – мастер изготовил их в виде непрерывного фриза, с небольшими разрывами между отдельными сценами. В некоторых сценах художник сделал акцент на отдельные фигуры, выпирающие из общей плоскости рельефа. Эти сцены чередуются с насыщенными многофигурными композициями, и использованный мастером прием создает дополнительный драматический эффект. Нового уровня мастерства достиг Донателло и в передаче игры света и тени за счет обработки поверхности бронзы и драпировки фигур. Необычайно разнообразная со стилистической точки зрения и драматичная манера Донателло проявилась в его последней работе в полной мере, причем вряд ли стилистическое разнообразие можно отнести на счет заканчивавших работу учеников.

 

Рис. 332 [Илл. – Донателло. «Мученичество святого Лаврентия». Церковь Сан Лоренцо. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 361 рис. 483)]

 

Сложность и  экспрессивность Донателло оказались чужды флорентийским скульпторам второй половины Кватроченто, ориентировавшихся на гуманистическую культуру и на подражание античной традиции. Даже ученики Донателло предпочитали более простой и прямолинейный путь, чем путь бесконечного разнообразия, проложенный Донателло.

 

Микелоццо

 

Наряду с Донателло к скульпторам раннего флорентийского Возрождения относится Микелоццо, ученик Филиппо Брунеллески, прославившийся главным образом как архитектор. В качестве скульптора Микелоццо трудился, как правило, вместе с кем-то из крупных мастеров своего времени – со старшим современником Гиберти, с Донателло, с Лукой делла Роббиа, представителем более молодого поколения скульпторов. Творчество Микелоццо – один из столпов, на которых базируется новое флорентийское искусство Кватроченто.

Микелоццо начинал как скульптор в мастерской Лоренцо Гиберти, когда тот трудился над своим главным шедевром – Райскими вратами баптистерия церкви Санта Мария дель Фьоре. Но это был этап ученичества. Его талант раскрылся лишь в конце       20-х гг., когда Микелоццо работал вместе с Донателло. В этот период им (или обоими скульпторами) были созданы такие шедевры скульптуры Раннего Возрождения, как статуи для крестильни в Сиене, надгробия Бальдассаре Коша во Флоренции и кардинала Бранкаччи в Неаполе. Основной стилистический мотив этих скульптур выдает главные характерные черты Микелоццо: сдержанность, классическая гармония, противопоставленные экспрессивности Донателло. Создавая свои скульптуры, Микелоццо стремился сочетать античные элементы (пилястры колонн коринфского ордера, фестоны) с традиционными элементами средневекового надгробия (аллегорические скульптуры Добродетелей в углах надгробия).


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017