Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 305 [Илл. – Ф. Брунеллески. Фрагмент интерьера церкви Сан Лоренцо. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 338 рис. 455)]

 

Новая архитектура с самого начала противопоставляла себя архитектуре готического стиля. Готика никогда не была особо распространена в Италии. Теперь же пронизанные светом, уходящие в бесконечность строения совсем уступили место четко определенным пространственным структурам, пропорционально значительно более близким человеку и более приспособленным для него, чем для Христа. Математика, прочно вошедшая в искусство, привнесла в архитектуру точно рассчитанный проект, который заменил ничем не ограниченную фантазию готических строителей.

Средневековая архитектура носила преимущественно эмпирический характер. Теоретическая разработка любого проекта сводилась преимущественно к несложным техническим расчетам и применению веками наработанных схем. Схемы эти несли главным образом религиозно-символическую нагрузку и применялись на практике с большой свободой. В архитектуре Возрождения, напротив, точный расчет и проект, которого нужно было придерживаться строжайшим образом, имели первоочередную важность. Теоретическая разработка проекта служила главной цели – создать здание, отвечающее в первую очередь композиционному идеалу, и лишь затем – практическим надобностям.

 

 

По поводу и без повода

 

Желание строить «красиво» у жителей Флоренции проявилось еще в середине Треченто, во время возведения собора Санта Мария дель Фьоре. Строительство уже почти подошло к концу, оставалось возвести купол. Тут граждане города решили прервать сооружение церкви – ни один из архитекторов, работавших в то время над проектом, не смог предложить конфигурацию купола, который гармонично вписывался бы и в общий облик церкви, и в облик соборной площади, и всего города. Задача эта была решена лишь в XV в.

 

 

 

Практичность сооружения была поставлена архитекторами Возрождения в прямую зависимость от совершенства формы, причем формы, основанной на рационалистических построениях, продуманной для потребностей человека, формы самоценной, а не привязанной к некоему символическому смыслу. Новая методика проектировки архитектурных сооружений опиралась на комплекс геометрических и  физических правил. Это позволяло архитектору быть уверенным в прочности постройки безо всяких проб, и смело доверять другим реализацию проекта. И действительно, многие знаменитые здания эпохи Возрождения были построены уже после смерти архитекторов, в то время как в средние века архитектор трудился на строительстве бок о бок с каменщиками. В ходе работ архитектор, зачастую непосредственно участвовавший в возведении, шаг за шагом делал добавления и корректировал первоначальный, весьма общий план постройки.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017