Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

 

С формальной точки зрения, основное расхождение между тем, что предлагала церковь, и тем, что провозглашал Лютер, заключалось в обрядовости. Папская курия настаивала на том, что внешние проявления веры – церковные обряды, причащение таинств – имеют решающее значение для того, кто желает спастись от ада. Чрезвычайно важны были для верующего и богоугодные дела, к которым папа причислял и приобретение индульгенций. Лютер же категорически отрицал необходимость соблюдения внешней стороны веры и провозглашал тезис об «оправдании верой». Католичество учило, что после смерти каждому воздастся по заслугам его. Лютер возражал, полагая, что спасение дается по милости Божьей, дарованной через Христа. Иными словами, никакие богоугодные дела не помогут, если в душе человека нет истинной веры. И наоборот – вера способна спасти даже закоренелого грешника, если тот искренне раскается в душе своей, и вовсе необязательно приобретать свидетельство о том, что грехи отпущены. Вера, согласно Лютеру, была неким внутренним состоянием души каждого человека. Всякий, кто искренне верует в Бога, наделен «благодатью» – божественной силой прощения, которая помогает человеку справляться с соблазнами, жить праведной жизнью и тем самым добиться спасения.

Оправдание верой – спасение души, даруемое непосредственно богом, а не через посредство церкви.

 

 

По поводу и без повода

 

Мартин Лютер был одним из тех людей, про кого в наше время говорят: «Он обладает харизмой». Современники описывали его как плотного человека с сильным голосом, обладающего даром убеждать слушателей. Живой ум и всесторонняя образованность, а также подобающее профессору-теологу знание священных текстов неоднократно выручали Лютера на диспутах, и в конце концов завоевали ему славу блестящего проповедника, высоко почитаемого собственными студентами и горожанами, а впоследствии – и германскими правителями.

 

 

Рис. 32 [Илл. – Мартин Лютер в одежде монаха Августинского ордена. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. XVI в. (Детский Плутарх, стр. 238 верхн. рис.)]

 

В «Тезисах» Лютер ставил содержание превыше формы. А католическая церковь за долгие века существования и безраздельного господства в Европе сохранила лишь форму, внешнее проявление веры, утратив свое содержание. Заветы христианства были забыты иерархами церкви, стремившимися укреплять церковное могущество в миру, а не в душах верующих. «Тезисы» Лютера, основанные на евангельских текстах и составленные по всем правилам богословского диспута, наносили по католицизму серьезнейший удар. Никто из первых проповедников церковной реформы – ни англичанин Уиклиф, ни чех Гус – не был столь последователен и столь решительно настроен против самих основ существования католической церкви.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017