Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

1057 H. J. Schmitz. Die Bussbücher und die Bussdisciplin der Kirche (1). — Mainz, 1883. S. 144; Poschmann. Op. cit. S. 12.

,058 MMFHist4, 1871. S. 138, ст. 1,2.

1059 Так, венская покаянная книга определяла 252 постных дня, тогда как компенсация одного дня составляла один денар, а компенсация целого года — 21 сольдо, то есть 252 ден., см. Poenitentiale Vindobonense, J. Schmitz. Bussbücher und das kanonische Bussverfahren (Die Bussbücher und die Bussdis-

478

ciplin der Kirche 2). — Düsseldorf, 1898. S. 355, ст. 43. Мерсебургская покаянная книга устанавливала годовую оплату за посты: Pro uno anno in pane et aqua det solidos XXVI, ibidem. S. 362, ст. 42, что составляет 312 дней с исключением только воскресенья + один день. Подробные данные о питании во время поста: Poschmann. Op. cit. S. 12-15. Даже при посте на хлебе и воде было допустимо, возможно, употребление овощей и даже сыра, Poschmann. Op. cit. S. 13. Впрочем, для отдельных лет исполняемого наказания устанавливались различные предписания — самые строгие в первый год, более мягкие — в последующие, напр.: Burchardi Wormacensis eccl. ер. Decretorum liber decimus donus: de poenitentia (Corrector), Migne, PLat. 140, 1880. S. 951 п. (покаяние за убийство).

1060 перл 1. С. 243-244: «такоже и Господь нашь показал ны есть на врагы победу треми д*кльі добрыми избыти его и побудити его: покаяньемъ, слезами и милостынею... не забывайте трехъ д*клъ т*кхъ не бо суть тяжка, ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко инии добрий терпять...» Мономах, по-видимому, старался переломить всеобщее мнение, что якобы путь к спасению был труден, и доказывал, что для князей он был значительно более легким, чем для монахов. Несколько иную интерпретацию этой точки зрения Мономаха дает Романов (Op. cit. С. 130). Этот автор дал красочное описание жизни раннефеодального духовенства и его идеологии (С. 150-181 et passim).

1061 ПСРЛ 1.С. 245.

1062 Смирнов. Op. cit. (см. выше сноску 981). С. 28-31, ст. 44: «Избавит бо 10 литоргии за 4 месеци а 20 за 8 а 30 за 12 месеца. Такоже паки другаа 30 за другой год и так ресчести могут бо молитвеници аще хотять добряк со слезами прилежаньи». Кирик и Нифон уже осуждали подобного рода практики, но они выполнили свою задачу в период практического усвоения населением христианской доктрины.

1063 ПВЛ. С. 233 пп. (1074). Точно так же Житие Феодосия (Успенский сборник XII—XIII вв. (под ред С. И. Коткова). — М., 1971. S. 115) сообщало, как, вооруженный «молитвой и постом», изгнал он из одной деревни бесов, которые не пускали скот на пастбище и с которыми не мог справиться местный священник, несмотря на то, что он читал молитвы и окроплял святой водой.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017