Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

820 Chenu. О. P. Op. cit. S. 21, 27.

821 Otto. Swietosc. S. 32.

822 J. Le Goff. Inteligencja w wiekach srednich. — Warszawa, 1966. S. 72.

823 Chenu. Op. cit. S. 27 n.

824 См. обзор философии того времени: Е. Gilson. Historia filozofii chrzescijahskiej w wiekach srednich. — Warszawa, 1966. S. 113-223; из польских авторов: W. Heinrich. Zarys historii filozofii sredniowiecznej. — Warszawa, 1963. S. 58-159; W. Tatarkiewicz. Hisioria filozofii 1. — Warszawa, 1953. S. 289-342. В последнее время историю религиозного опыта во Франции представил Воше (A. Vauchez. La spiritualité du moyen âge occidental — Vlll e — XIIe siècles. — Paris, 1975).

825 Об этой зависимости см.: J. Le Goff — в цитированной выше работе в сноске 823.

826 J. Los. Dawne prsyslowie II Jçzyk Polski 4/1919. S. 58; Los. Poczqtki pismiennictwa polskiego (przeglqd zabytkôw jezykowych), wyd. 2. — Lwöw etc., 1922. S. 321. Автор трактата De ypocrisi привел также и латинский перевод пословицы: «causa ilia, que ad Deum differtur, vel Deo promittitur, iam est perdita. — Дело, Богу предоставленное или Богу обещанное — погубленное дело». Вторая возможность (vol Deo promittitur) представляет собой художественный оборот переводчика.. Кшижановский (J. Krzyzanowski. Mqdrej glowie dosé dwie slowie. Рщс centuryj przyslôw polskich i diabelski tuzin (wyd. 3) 1. — Warszawa, 1975. S. 103-105) в основу интерпретации положил этот пример, что, разумеется, не может нас заинтересовать.

827 Это высказывание Сабалы приводит, в частности Виткевич (S. Witkiewicz. Na przeleczy. — Lwöw, 1906 (изд. 3). S. 204. В других своих высказываниях Сабала принимал утверждения христианской доктрины («Раз всесвятейший Бог воскрес, то и мы можем воскреснуть»; «Величие Бога никаких границ не имеет, и высказать этого человек не может») или же деформировал их («Какого меня Ты, Господь Бог, сотворил, такой я и есть»). Интересны замечания Виткевича (С. 203) о состоянии религиозности карпатских горцев: «Без натяжки можно сказать, что горцы стали

454

католиками только начиная со времени деятельности отца Столярчика. Правда, и раньше они носили детей крестить в Черный Дунаец, но об этом обряде говорили с некоторым пренебрежением. Из всех предписаний католицизма соблюдали только пост с необычайной точностью, что, впрочем, им было легко делать, так как бедность и недостаток облегчали им соблюдение самых строгих требований». Ясно, что нельзя считать их «хорошими католиками», но они были христианами, о которых можно сказать словами королевы Рихезы: nondum bene christiani. Описание Витке-вича переносит нас в круг архаических верований, которые могут даже дать представление об идеологии раннего средневековья. Из этой архаической основы наверняка происходило и высказывание Сабалы, приведенное в тексте. Однако этот горец также почерпнул что-то и из учения отца Столярчика (с которым он дружил) — и видимо отсюда проистекают противоречия в его высказываниях, на которые обращалось внимание в литературе.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017