Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

— Wien u. Leipzig, 1915. S. 57). Однако возникает и другое еще более важное сомнение: мы не встречаем ни одного примера, чтобы кто-либо из чешских князей в IX в. и даже в следующем столетии выступал под немецким именем, за исключением тех, которые (со второй половины X века) посвятили себя духовной карьере. Маловероятно, чтобы в 845-872 гг.

441

чешский князь после принятия крещения использовал в еще языческой среде христианское имя. Поэтому следует считать имя «Heriman» каким-то переиначенным славянским именем.

775а Я так установил эту дату (Poczatki Polski 4. S. 415), считая, что крещение произошло в то же самое время, что и покорение Чехии Святополку, что согласуется с сообщением Кристиана, утверждавшего, что крещение было принято при дворе Святополка, и находит аналогию в крещении князя вислян, также под давлением Святополка. Турек (R. Turek. Cechy па üsvite dejin, — Praha, 1963. S. 142-145) относит крещение к концу правления Ростислава (869-870), неизбежно оперируя одними предположениями из-за отсутствия соответствующих сообщений в письменных источниках. 869-870 годы относятся к наиболее неспокойным в истории моравского государства: немецкая война с Ростиславом, свержение Ростислава Святополком, возвращение Мефодия из Рима (как мне представляется, только в 870 г.) и заточение Мефодия немцами. Не видно, какой был интерес Борживою принимать крещение из рук Мефодия, а не в Ратизбоне перед лицом древнейших чешских князей в 845 году. Мне представляется, что 883/884 год более согласуется с данными источников и историческим контекстом.

775 Crescenteflde II FRBoh., 1. — Praha, 1873. S. 183.

776 SSSLPam. S. 39 (глаголический текст): «Цр'кквамь, же 6*fc оустроитель во вс'кхь град'кхь велми добарь и слоужителе божие в нихь оуправитель вельми красно от многихь ^зикь...»

777 На основании более поздних письменных источников Новы (R. Novy, Premyslovsky stât 1-1. а 12. Stoleti — Praha 1972. S. 66 п., сноска 171), называет 17 городских церквей.

778 Kosmas I, cap, 24. S. 46: «Post hec presul Diethmarus ecclesias a fidelibus in multis locis ad Dei laudem constructas consecrat et populum gentilem baptizans quam plurimum facit Christo fidelem. — После этого первосвященник Дитмар освятил церкви, во многих местах построенные верными во славу божию, и, крестив народ языческий в возможно большем количестве, содеял его верным Христу». А значит, без малого через 100 лет с момента крещения значительная часть населения оставалась некрещенной. Однако и после Титмара определенная часть населения оставалась языческой.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017