Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

440

церковное наказание, однако не запретил подобного способа заключения брака, который также долго сохранялся на Руси, J. Bardach. Zwyczajowe prawo malzehskie ludnosci ruskiej Wielk. Ks. Lit. II Studia z ustroju prawa Wielkiego Ksiçstwa Litewskiego XIV — XVII w. — Warszawa, 1970. S. 261-315. Факт заключения браков вне церкви на Руси находит подтверждение и в других раннесредневековых источниках. Новгородский епископ Илья в своем Поучении (№ 19 ЖМНП, 1890, октябрь) рекомендует исповедникам заключать брак между людьми, живущими в фактическом супружеском союзе, но при их согласии, а краковский епископ Матвей в своем известном письме к св. Бернарду (1147?), в частности, упоминает о том, что Русь обижает «in coniugiis repudiandis», M. Plezia. List biskupa Mateusza do sw. Bernarda II Prace z dziejôw Polski feudalnej ofiarowane R. Grodeckiemu etc. — Warszawa, 1960. S. 126, ср. об этом письме: H. И. Щавелев. Послание епископа краковского Матвея Бернарду Клервосскому об «обращении русских» II Древнейшие государства на территории СССР. — М, 1976. С. 113-121. В то же время кажется малоправдоподобной реконструкция Плезы, заполняющая пробел в тексте, из которой вытекает, что на Руси дважды крестили взрослых: et rebaptizandis adultis; вместо adultis следует читать: latinis.

768 О зарождении монашества у православных славян см.: Vlasto. Op. cit. S. 296-307.

769 Титмар (Thietmar VIII, cap. 32. S. 621) упоминает о кафедральном соборе св. Софии: in sancte monasterio Sophiae, что наверняка означает kliros (правление) митрополии. Первым в Киеве и на Руси возник Печерский монастырь.

770 См. выше сноски 686, 687 и текст.

771 Lowmianski Poczqtki Polski 4. S. 310-317.

772 Ibidem. S. 358-363.

773 Житие Мефодия, cap, 10 // ZKMet. S. ИЗ. Ср.: Lowmianski. Poczqtki Polski 4. S. 367.

774 Исследователи нередко усматривают доказательство проникновения христианства из Баварии в Чехию в упоминании хроники (Annales Fuldenses.

— Haranoverae. 1891. S. 76) (872 г.) о немецкой войне с чешскими князьями: «quorum ista sunt nomina: Zuentislan, Witislan, Heriman, Spoitimar, Moyslan, (Goriwei)...» Немецкое имя Херимана должно было указывать на христианина (участника массового крещения 845 года). Тем не менее христианство Херимана, сражавшегося бок о бок с языческими князьями против франкских сил не без основания ставил под сомнение Негле (А. Naegle. Kirchengeschichte Böhmens, quellenmässig und kritisch dargestellt, 1/1.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017