Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

729 Все высказывания в Повести временных лет: ПВЛ. С. 103-105 (986).

730 ПВЛ. С. 134-135 (987). Об эстетических достоинствах византийской литургии см.: Р. Sczaniecki. Sluzba Boza w dawnej Polsce (1). — Poznan, 1962. S. 5.

731 ПВЛ. C. 138 (988).

732 Львов. Исследование Речи философа. С. 333-396; после рассмотрения истории проблемы (С. 336-339) автор говорит об отсутствии убедительных доказательств русского происхождения этого памятника, устанавливает, что оригинал был написан языком древнейших старославянских памятников (С. 352), а затем выявляет наслоения — западнославянские (С. 354-361) и вос-точноболгарские (С. 361-368). Ввиду присутствия в памятнике апокрифических элементов нельзя согласиться с автором в том, что автором памятника был Константин Философ, чье знание Священного Писания трудно поставить под сомнение. Шахматов (Разыскания. С. 147 nn.) утверждает, что колебания Владимира после речи Философа объясняются необходимостью мотивировать поход на Корсунь и крещение там, в соответствии с более поздней легендой. Поэтому вставка совершенно излишня, поскольку, как и после изучения литургии, устроенного после речи Философа, Владимир мог задать боярам вопрос: «То къде крьщение приимемъ?» — и, услышав ответ: «Къде ти любо», отправиться в корсунский поход, как это действительно представляет Повесть временных лет (ПВЛ. С. 137 (987, 988)). В противном случае колебания Владимира и изучение литургии, вопреки мнению Шахматова, лишены обоснования с точки зрения конструкции текста, но имеют подтверждение в легенде, которая не знала «теологической» мотивировки решения о принятии крещения и придумала иные мотивы.