Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

718 Herbord III, cap. 16. S. 177.

7,9 Fredegar IV, cap. 68 // SRMer. 2, 1888. S. 154. Прозвище язычников «canes» было распространенным, со временем оно было перенесено также и на христианских славян, о чем свидетельствует рассказанный Хельмольдом (Helmold, cap. 16. S. 34) случай с бодричским Мстивоем. Примеры использования этого прозвища собрал Кирн (Р. Kirn. Aus der Frühzeit des Nationalgeßhls. — Leipzig, 1943. S. 15).

720 Conversio Bagoar et Carant. cap. 7. S. 133; Krystian, cap. 2. S. 92. Ср.: Lowmianski. Poczqtki Polski 4. S. 266, 418; Labuda. Dzialalnosc misyjna. Fragmenty3. S. 201.

721 Thietmar V, cap. 10. S. 263. Василевский (T. Wasilewski. Mieszko i margrabia Hodo a dworska hierarchia ottonska II 1000 lat dziejôw orçza polskiego. Cedynia — Siekierski etc. — Szczecin, 1973. S. 177-179) объясняет церемониал более низким статусом Мешко I как данника и друга цезаря, чем Годона, воспитанника цезаря, находящегося в близком отношении с Отгоном I. Однако же мог ли более высокий статус Годона служить основанием для подобной формы церемониала, не известного, по-видимому, феодалам, коль скоро ее подчеркнул Титмар. Следует заметить, что титулы, которыми в отдельных случаях Годон был отмечен — «venerabilis, inclinas, egregius», не были неким

432

особым отличием. Так, Титмар называет «venerabilis» Добромира (IV, cap. 58. S. 225), «inclinas iuvenis» — славный юноша — какого-то неизвестного рыцаря Годона (см. 1015) (VII, cap. 18. S. 495), «miles egreius» — доблестный воин — некоего рыцаря Тиберна (VI, cap. 22. S. 345).

722 Это важное для понимания мотивов принятия крещения языческими князьями сообщение передал Римберт (Vita Anskarii, cap. 7. S. 26). Цезарь: «Он, удерживая его при себе, сам и через других побуждал его к принятию христианства, говоря, что между ними, конечно, в этом случае может быть еще большая дружба, и народ христианский с готовностью будет приходить на помощь ему и его ближним, если оба они будут почитать одного Бога; наконец, с помощью благодати божьей, он обратил его к вере».

723ПВЛ. С. 138 (988) Ответ цезаря должен был звучать: «не достоить хрьстияномъ за поганыя даяти; аще ли ся крьстиши, то и се получиши, и цесарьство небесьное приимеши, и съ нами единоверьникъ будеши...» Ответ подтверждает принятое правило, что браки должны заключаться между христианами. Тезис о политическом сближении благодаря общей религии находит подтверждение в приведенном высказывании императора Людовика. Упоминание о царствии небесном в данном контексте является скорее литературной вставкой.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017