Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

406

сноска. Это объяснение не принял во внимание Едлицкий в переводе Хроники Титмара (М. Z. Jedlicki. Kronika Thietmara. S. 566, сноска 463). О более поздних многочисленных мистификациях славянских богов, начиная от Флинса, вымышленного Ботом см.: L. Franz. Falsche Slavengötter, Eine iko-nographische Studie. — Leipzig, 1941. S. 8 nn.

524 Helmold, cap 108. S. 213: «Это суеверие было среди ранов в такой силе, что Заутевит, бог земли ругианов, обладал первенством среди всех богов славян... <и далее> признавая его богом богов».

525 Так, Меригги (Meriggi. // concetto. S. 169) не разделял функции богов, а признавал за одним так называемым «составным» богом, называемым Святовит, Яровит, Руевит (возможно также Триглав), три разнородные функции: 1) управление государством и помощь в военных походах, 2) помощь в обработке земли, 3) осуществление предсказаний. Однако это только те функции, которые отмечены в источниках. Племенной бог оказывал общее покровительство в сфере всех потребностей своего народа. В частности, недоразумением является поиск германского, как это считают некоторые исследователи (Венецке, а также Т. Силницкий), происхождения функции покровительства в военных действиях у полабских богов, что ставил под сомнение Меригги, считая со своей стороны, что она вытекала из антагонизма с христианским Богом. Поэтому невозможно представить, чтобы какая бы то ни было сфера человеческой жизни вышла из-под опеки сверхъестественных сил. Это противоречило бы основной задаче религии.

526 Lowmiahski. Poczqtki Polski 4. S. 313; ср. S. 401 (крещение 845 г.), S. 409 nn. (крещение Борживоя).

527 Kosmas I, cap. U.S. 26; подобные мифологические вставки в других местах этой хроники: II, cap. 10. S. 96 п. — в битве чехов с немцами (1041): Дерзание их подкрепила непобедимая сестра Фортуны Беллона, Ibidem III, cap. S. 206 — чешский посланец обращается к своему народу (1110 г.): Точно так же Галл в одном отрывке ввел целую группу мифологических элементов, III, cap. 23. S. 152, перечислив одним духом Марса, Фортуну (которую он часто упоминал), Цербера, Ахерон, Прозерпину, Фурию, а наряду с ними Эвмениду (на которую охотно ссылался и Космас), Плутона, Циклопов.

528 Zywot Konstantyna, cap. 14, ZKMet. S. 65, Zywot Metodego, cap. 10, ibidem. S. 113; cap. 11, ibidem. S. 115.

529 Svatovdc/avsky sbornik IT/2 // V. Chaloupecky. Prameny X. stoleti legendy Kristianovy etc. — Praha, 1939. S. 467n. См. Lowmianski. Poczqtki Polski, 4. S. 410-415, где доказывается раннее возникновение этой легенды.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017