Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

520 Брюкнер (Brückner. Mitologia slowianska. S. 128), идентифицируя Черноголового с Триглавом, ссылался на то, что Книтлингасага определила первого из них как «бога победы», что сближало его с Триглавом, он также сопутствовал славянам в войне. Однако же, как следует из свидетельств Титмара, сопутствие отрядам в военных походах было обычным атрибутом богов, поскольку они приносили победу.

521 См. выше, сноска 513.

522 Особенно поражает упоминание о колаче, см.: Pettazzoni. Op. cit. S. 219 (Колач должен был представлять солнце); однако лучше объясняет этот элемент торжества Быстронь (J. Bystron. Obyczaje zniwiarskie w Polsce. — Krakow, 1916. S. 263-266) — как магический прием с целью обеспечения урожая в будущем году.

523 См. выше сноску 492. Саксоном и Книтлингасагой мы завершаем группу летописных повествований о религии полабских славян. Никаких новых, заслуживающих внимания конкретных деталей не дает описание языческого обряда в Книге чудес Хербарта, относимое Шахерской (S. М. Szacherska. Rola klasztorôw duhskich w ekspansji Danii na Pomorzu Zachodnim и schytku XII w. — Wroclaw etc., 1968. S. 83 п.; ibidem. S. 188-190) к Ругии. Однако же полабское божество было упомянуто также и продолжателем Хельмольда: Arnoldi. Chronica Slavorum (изд. I. M. Lappenberg — G. H. Pertz) — Hannoverae, 1868. S. 192 (V, cap. 24), где о шверинском епископе Берне было сказано: «Он же, силой Христовой укрепляемый, изгнал почитание демонов, срубил рощи и постановил, что вместо Гутдракка следует почитать епископа Гедехарда». Имя божества восходит к документу Генриха Льва, который в 1171 г. придал шверинскому епископству, в частности: «поместье святого Годехарда, которое прежде именовалось Годерак» (Рот-mersches ÜB (ed. Conrad) 1, № 55. S. 68). Годерак, без сомнения, является славянским личным именем, которое, впрочем, Траутманн (R. Trautmann. Die slawischen Ortsnamen Mecklenburgs und Holstein. — Berlin, 1950. S. 59) признал неясным. Однако оба члена этого имени ясны: «год-», habilitas, pul-chritudo, Svoboda. Staroceskà osobni jména. S. 75, а также «-рак», название животного. Скорее всего, это имя старого владельца имения, которое Арнольд, противопоставляя св. Годехарду, счел именем божества. Мифологический характер имени отверг Брюкнер (Brückner. Mythologische Studien II ASPhil. 14. S. 164 n. Brückner. Mitologia slowianska. S. 125, сноска 1). Точно так же следует упорядочить данные по славянской мифологии в эбсдорф-ской легенде XIV века, Niederle Op. cit. S. 156 п.; Brückner. Mitologia slowianska. S. 133. Хеннил Титмара (Thietmar VI I, cap. 69. S. 567) опять же относится к немецкой мифологии, Bruckner. Mitologia slowianska. S. 126,


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017