Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

470 Helmold, cap. 84. S. 159: «Сюда каждый второй праздничный день народ этой земли со своим царьком и жрецом имеет обыкновение собираться для суда». Регулярность судебных решений (каждый понедельник) указывает на то, что мы имеем дело с государственным институтом.

397

471 Brückner. Mithologische Studien III. S. 168; Brückner. Mitologia slowiahska. S. 134 п. К этой точки зрения склонялся Урбаньчик (S. Urbanczyk. Prowe II SSSlow. 4. S. 368).

472 Пальм (Palm. Op. cit. S. 40, сноска) определял эту точку зрения Брюк-нера как совершенно произвольную, что не очень справедливо. Германским заимствованием считал это имя Фасмер (М. Vasmer. Beiträge zur slavischen Altertumskunde II ZSPhil. 7. 1930 144), исходя из сходства имени Прове и скандинавского Freyr.

473 J. Dlugos. Annales seu Cronicae incliti Regni Poloniae 1-1. — Varsaviae, 1964. S. 107. Об этом божестве: Niederle. Op. cit. S. 154; Brückner. Mitologia slowiahska. S. 135.

474 Brückner. Mitologia polska. S. 21 n.

475 На это обратил внимание уже Потканьский (К. Potkanski. Wiadomosci Dlugosza о polskiej mitologii // Pisma posmiertne 2. — Krakow, 1924. S. 72), справедливо считавший, что если Длугош перенес в Польшу имена из Хельмольда, то не одно или два, а целую серию. Брюкнер (Brückner. Dzieje kultury polskiej I. — Krakow, 1931. S. 139) рассуждал далее, что Длугош узнал об именах Погода и Живе «от Янка из Чарткова, который прочел эту хронику в Меклембургском Шверине, где был каноником». Однако на это отсутствуют какие бы то ни было указания.

476 О них см. напр., Herrman. Einige Bemerkungen. S. 527 п.

477 Helmold, cap. 69. S. 134. Заслуживают внимания относительно хорошие замечания о полабских жрецах: Z. Rajewski. Pogahskie kapiani-czarodzieje w walce klasowej Stowian we wczesnym sredniowieczu II Wiadomosci Archeologiczne, 39/1975. S. 503-508. По-мнению автора, жрецы избирались из круга старейшин племени, тогда как «обычный колдун-гадатель происходил наверняка из низших социальных слоев» (С. 507). Так, колдун в до-письменном обществе занимал высокое общественное положение, представлял более ранний этап организации культа.

478 Helmold, cap. 52. S. 102: Им были посвящены жрецы и жертвенные возлияния, а также многообразные священнодействия: «...заклают богам своим жертвы от быков и овец, а многие даже из числа людей — христиан».


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017