Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

360 Зеленин. Op. cit. С. 27.

361 Зеленин. Там же. С. 29.

362 Зеленин. Там же. С. 157.

363 См. выше. С. 91.

364 Goetz. Op. cit. S. 244 (§ 33): родоу и рожаница...

365 Гальковский 2. С. 23: родоу и рожаници... по кодексу из библиотеки Новгородской Софии XV века; та же форма повторяется в тексте и дальше, после чего дважды выступает форма: роду и рожаницамъ (С. 24). В Кодексе XV века (там же. С. 24) также параллельно выступают обе формы. Очевидно, более раннее единственное число было заменено множественным.

366 Вот полный список богов, Гальковский 2. С. 34: «и коутноу богу и вел'к богыни и ядр'кю и обилоуч^к и скотноу богу и попоутнику и л'ксну богу и спорыням и сп^кхоу... молется...» Перевод: Mansikka. Op. cit. S. 179.

367 Выступает в основном в Великороссии и на востоке Белоруссии, Moszynski. Op. cit. S. 683. Он сохранил на славянских землях черту повелителя диких зверей (там же). Об этом демоне см. напр. R. Pettazzoni. Wszechwiedza bogôw. — Warszawa, 1967.

368 О функции этого демона: Е. В. Померанцева. Русские рассказы о домовом II Славянский фольклор. — М., 1972. С. 242-257.

369 О домовых духах см. С. А. Токарев. Религиозные верования восточнославянских народов XIX и начала XX века. М.; Л., 1957 . С. 295; см. там же С. 79 (леший), 84 (полевик — полевой демон, полудница), 85 (водяной).

370 Нидерле (Niederle. Op. cit. S. 188-195) не сомневался в существовании повсеместно у славян святилищ, при этом он ссылался на

25 Заказ № 82

386

общие (и недостоверные) упоминания христианских источников об этих культовых объектах. Против его тезиса особенно выступал Мейер (К. Н. Meyer. Vom Kult das Götter und Geister in slavischen Zeit II Prace Filologiczne 15/2. — Warszawa, 1931. S. 454-464).

371 Müller. Der Metropoliten Ilarion Lobrede. S. 90: «и уже не капища съгражъдаемъ, но Христовы церкви зиждемъ...» Память и похвала Якова мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку (изд. А. А. Зимин). Институт славяноведения. Краткие сообщения 37. — 1963. С. 70. Автор, развивая эту мысль, сообщает о Владимире: «храмы идольскыя и требища всюду раскопа и посЪче, и идолы съкрусши, и всю землю Рускую и грады и честными иконами церкви украси...» В то же время слова из вступления к Начальному своду (Никона?) более соответствуют действительности: «куда же древле погани жьряху б'Ъсомъ на горахъ, туда же нын'к святыя церкъви стоять...» ПВЛ. С. 262.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017