Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

279 Brückner. Mythologischen / Thesen. S. 10.

280 Mansikka. Op. cit. S. 40.

281 Слово о полку Игореве. — стр. 241-242: «погибашеть жизнь Даждь-Божа внука»; Там же. — С. 286-288: «Въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука». Ягич (Jagic. Mythologische Skizzen II. Daz'bog II ASPhil. 5/1881. S. 1-14) выводил имя божества от императива «даждь» + «богъ», а не «богатство»; таким образом, он объяснял название как: deus dator; однако эта интерпретация не утвердилась, и в настоящее время принято объяснять это имя как «дай богатство» (успех и т. д.), см.: Vasmer. REWört. 1. S. 326; Фасмер, Трубачев. С. 482. При этой интерпретации имя может относиться не к богу и не к демону, а к реальному солнцу.

376

Центральную роль культа солнца на Руси доказывал Вернадский (G. Vernadsky. The Origins of Russia. — Oxford, 1959. P. 108-119), но без проведения критического анализа собранного материала. Также несправедливо иногда считают Владимира Мономаха ...солнцепоклонником только на том основании, что он наставлял сыновей в своем Поучении, чтобы по утрам они воздавали хвалу Богу, а затем восходящему солнцу, Moszynski. Op. cit. 2/1. S. 439. В действительности же Поучение велит воздавать хвалу Богу на восходе солнца (солнцю восходящю).

283 Слово о полку Игореве. — стр. 69-70: «рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы». Лихачев (Д. С. Лихачев. Исторический и политический кругозор автора «Слова о полку Игореве» II Слово о полку Игореве. Сборник исследований и статей. — М.; Л. С. 23) справедливо делает вывод, что Слово велит действовать Бояну на фоне фантастических условий, напр. С. 65-68: «скача славию по мыслену древу, летая умомъ под облакы...» Явно метафорические моменты здесь подчеркнуты соответствующими словами. В то же время в цитированном выражении о тропе Трояна метафора отсутствует. Автор явно говорит о реальных конкретных условиях земли Трояна. Многочисленную литературу о Трояне в этом произведении систематически рассмотрел Болдур (А. Болдур. Троян «Слова о полку Игореве» IIТОДРЛ. — 15/1958. С. 7-35), принявший точку зрения, отстаиваемую Лихачевым, что Троян Слова означал божество. Ср. также В. П. Адрианова-Перетц. Фразеология и лексика «Слова о полку Игореве», XXX // Слово о полку Игореве и памятники куликовского цикла. — М.; Л, 1966. С. 34, 60.