Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

273 Brückner. Mitologia slowianska. S. 93.

274 Jagic. Op. cit. S. 504 (поддерживает точку зрения Нидерле); Vasmer. Sim. II REWört. 2. S. 625; ср.: Mansikka. Op. cit. S. 396.

275 Зализняк. Там же. С. 44.

276 Литературу по данной проблеме и различные точки зрения составил Фасмер (Vasmer. Mokosa II REWört. 1. S. 148: в литературе доминирует славянская этимология, в пользу которой высказывается и этот автор;

375

Фасмер, Топоров 2. С. 640. Аничков (Аничков. Там же. С. 275) связывал это божество с мордвинским (финским) названием Мокша и финским фольклором. Против славянского характера Мокоши высказывался и Мансикка (Mansikka. Op. cit. S. 395), не говоря уже о Хаасе (Haase. Op. cit. S. 42) — суждение этого автора не было самостоятельным. В то же время Нидерле (Niederle. Op. cit. S. 122) не сомневался в славянской этимологии этого имени, которое вслед за Ягичем связывал со словом «мокрый» и т. д. Он сравнивал Мокошь с Афродитой и Аштартой.

277 Brückner. Mitologia slowiahska. S. 88. В Польше есть географические названия Мокошь, Мокошница, Мокошин (Slownik Geograficzny 6, 1885. S. 621), сюда же, возможно, относится и Монкошин (ibidem. S. 218). Производные от Мокоши названия местностей выступают также в Полабье, R. Trautmann. Die elb- und ostseeslavischen Ortsnamen 1. — Berlin, 1948. S. 108. Витковский (Т. Witkowski. Mythologisch motivierte altpolabische Ortsnamen II Zsch. f. Slavistik 15. — 1970. S. 369) считает, что существование в одном и том же районе Стральсунд названий мифологического происхождения — Prohn (Перун) и Muuks/Mukus (Мокошь) доказывает, что они представляют собой след культа этих божеств, так же как и в русских источниках они упоминаются вместе. Соседство в русских источниках вытекает из литературной комбинации и не имеет ценности как доказательство. Но в то же время имя Мокоши может указывать на культ этого демона. Название Prohn могло возникнуть в месте удара молнии, что не служит доказательством культа самого Перуна.

278 О культе Мокоши см.: Brückner. Mitologia slowiahska. S. 88; H. Ф. Лавров. Религия и церковь II История культуры древней Руси 2. — М.-Л., 1951. С. 69; о иных этнографических данных: С. А. Токарев. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века. — М.-Л., 1957. С. 119-120. Однако Мошиньский (Moszynski. Op. cit) описывая религию славян, не рассматривал, насколько я смог заметить, этого демона. Не потому ли, что не считал его славянским? S. Urbanczyk. Mokosz II SSSlow. 3. S. 278.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017