Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

41 Этой проблеме главным образом посвящена работа Ваха (J. Wach. Socjologia religii. — Warszawa, 1961). В другом аспекте трактует религию

335

как функцию, хотя и не продукт общества, Меншинг (G. Mensching. Soziologie der Religion. — Bonn, 1947).

42 M. Weber. Religionssoziologie (Typen religiöser Vergemeinschaftung) II Wirtschaft und Gesellschaft 3. — Tübingen, 1925. S. 227. Определение Вебера перекликается с определением Бергсона, см. выше ссылку 40.

43 W. G. L. Randies. Echanges de marchandises et échanges de dieux. Un chassé-croisé culturel entre Européens et Bantu. — Annales, Economies Sociétés Civilisations 30 (1975). S. 635-653, см. S. 642.

44 Ловмянский в польском тексте здесь и далее приводит псалмы Давида в стихотворном переводе Я. Кохановского, великого польского поэта XVI века, отмечая при этом, что Кохановский под влиянием христианства произвел некоторые модификации библейского текста, которые здесь не являются существенными, поскольку псалмы трактуются в данном случае как источник, свидетельствующий о структурных элементах религии. — Прим. переводчика. Е. Dabrowski. Religia Izraela II Religia swiata. — Warszawa, 1957. S. 521.

45 Dabrowski. Op cit. S. 522.

46 L. Lévy-Bruhl. Le surnaturel. S. XXIII.

47 Widengren. Op cit. S. 278. Однако существует широко распространенное понятие бесчестия, вызванного даже неосознанно, и необходимости очищения с целью предотвращения катастрофических последствий, которые грозят со стороны таинственной сверхъестественной силы. Эти понятия особенно развиты в древней Греции и Риме, R. Bloch. La religion romaine. HDRel. 1. S. 879-891. Как утверждал T. Зелинский (T. Zielinski. Religia starozytnej Grecji. — Warszawa-Krakôw, 1921. S. 77.), «первоначально и в Греции, как и везде, бог проявлял себя не в справедливости, но в силе, и гомерическая эпоха была эпохой постепенного слияния понятий «бог» и «добро»...Сначала бог защищает исключительно, но зато очень ревностно, сакральную обязанность человека, т. е. исполнение им обязанностей по отношению к нему, богу; затем он расширяет свое влияние и на те человеческие отношения, которые вследствие слабости одной из сторон легко могли повлечь за собой искушение злоупотребления силой: отношение сынов к пожилым родителям, хозяина к беззащитному гостю. И наконец, вся моральная обязанность человека становится предметом божественной о п и с — так называет Гомер в «Одиссее» всевидящую и карающую мощь божества». О бесчестии и очищении: Proceeding of the XIth internat. Congress of the int. Assoc. for the History of Religions 2. Guilt or pollution and rites of purification. — Leyden, 1968.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017