Вселенство - новости Кафолического Православия
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Открытое письмо протопресвитера Павла Гречишкина отцу Полю Шалею[1], 1961 г.

 

Протопресв[итер] Павел Гречишкин
Настоятель Русско-Католич[еского]
Прихода в Париже
Ул. Ст.-Пласид №-18 Париж, 6


Париж, 1 июня 1961


От руки "Копия для ознакомления"


Директору Русско-Французского Очага "У Двух медведей"


Досточтимый отец Павел,

Давно уже я собирался объясниться с Вами по душам, "по-русски" и откровенно, но все не было к этому подходящего случая. Вы закопались в берлоге "Двух Медведей", видите и чувствуете только свою собственную личность, которую Вы окружали ореолом самообожания и ни с кем, и ни о чем считаться не желаете. Когда Вас вызываешь по телефону, Вы грубите, так что отпадает всякая охота контакта с Вами. Поэтому и письмо это я пишу только отчасти для Вас, а больше предназначаю его для общего назидания и вразумления. Я имею на это известные права, по своим летам, по своему положению и своей долголетней практике в отрасли нашего Апостольства.

Так, вот, разрешите приступить к изложению и обратить Ваше благосклонное внимание на следующее:

Прежде всего, прямым поводом я настоящему общению послужили совершаемые Вашим Очагом и Институтом Св. Георгия богослужения в латинских храмах Парижа и Франции, по какому-то личному произволу и "в пику мне", не считаясь с существованием и нашего прихода и его интересами.

С некоторых пор две названные организации монополизировали для себя литургическую активность, вне стен своих институций и помимо своей прямой деятельности, чем наносят нашему приходу чувствительный материальный и моральный ущерб.

За время прошлого года и до сегодняшнего дня Ваши, совместно с Институтом Св. Георгия, совершено в различных храмах Парижа и Франции 12 Литургий, в то время как на нашу долю за то это время не выпало ни одной службы. Я не в состоянии был угнаться за быстротой расхвата "клиентов", не и состоянии был "конкурировать" с организациями, имеющими в своем распоряжении бесплатных хористов, непосредственно от Вас зависящих, в то время как я трачу безумные деньги на содержание нашего приходского церковного хора. Эти 12 Литургий, оторванных от нашего прихода по злой иронии Вашего произвола, дали бы нашей церкви более полумиллиона старых франков, что позволило бы нам усилить и обогатить новыми силами наш певческий ансамбль и таким образом расширить нашу приходскую активность.

Хоровое дело во всех русских храмах Парика, как Вам известно, является тяжелой проблемой, от разрешения которой зависит жизненность приходов. Я бьюсь как рыба об лед, о целью организации солидного хора, являющегося основой нашего обряда. Вы прекрасно знаете и видите это и, думаю, на основании некоторых открытий, сделанных мной в последнее время, радуетесь этой моей трудности.

"Есть, мол, какая-то шероховатость и у о.Павла"...

Мои попытки привлечь Вашу молодежь к пению в ваши церкви были в корне пресечены Вами, не позволившему мне - и это в грубой некорректной форме - даже связаться по телефону с регентом Вашего хора.

Вместо того, чтобы помочь мне, Вы вставляете спицы в колеса нашему приходу.

Вне моего участия и даже ведения, намеренно затирая и отстраняя меня, Ваша организация присвоили себе деятельность, принадлежащую естественно и логически приходу.

Эта конкуренция становится преступной, если принять во внимание, что она ведется против русского священника и русского прихода, со стороны людей, да еще священников, казалось бы примкнувших к нашему движению с целью помощи нам русским.

Казалось бы также, что нет причин и поводов к подобного рода недоразумениям между организациями общей идеологии. На самом деле, все существующие в Париже "русские" организации имеют каждый свое определенное задание, которое не переплетается непосредственно и прямо и не мешает друг другу: Институт Св. Георгия занимается воспитанием русских мальчиков, Ваш Очаг приобщает французскую молодежь к русской культуре, Научный центр "Истина", как и показывает его название, ведет научную деятельность среди православных, главным образом ученых "идеологов". Славянская Библиотека ведает книгами, наш же приход является логическим и естественным центром литургической и приходской активности и практики.

Можно удивляться, что вместо гармонии между этими организациями существует какое-то нездоровое соревнование, да еще в области некому другому кроме прихода не принадлежащей. Необходимо заметить, что в среде латинских священников, примкнувших к нам, существует вообще чрезмерное увлечение, если не литургический психоз, восточным обрядом и увлечение это, когда оно принимает размеры ненормальные, нечего кроме вреда нашему делу не приносит. В этом смысле необходима умеренность и сугубая осторожность...

Ни на одну минуту не должна ускользать из нашего внимания громадная щепетильность положения латинских священников в нашем обряде. Для того, чтобы они могли приносить пользу объединительным начинаниям Католической Церкви, они должны отказаться от всяких личных амбиций в соревнований с русскими священниками в литургической практике, особенно там, где эти русские священники имеются и принести себя буквально в жертву для нашего апостольства.

Латинские священника, принявшие наш обряд и несущие подвиг работы среди русских, должны быть тактичными, осторожными я умеренными в своей "ревности", для того, чтобы не задевать национального самолюбия русских, не только православных, но и своих собратьев русских католиков. Нужно понимать, что одно участие латинских священников в нашем апостольстве может быть легко истолковано многими русскими как оскорбление для национального сознания великого русского народа, - великого не только в смысле географических широт и далей или по количеству народонаселения, но, главным образом богатством духовной культуры и святости.

Не нужно удивляться, что русские могут обвинить латинских священников и Католический Запад в подготовке духовной экспансии против Православной Церкви, что, наконец, Россию смешивают с Африкой и русских с неграми далеких минувших столетий.

Для того, чтобы иметь максимум успеха и пользы, латинские священники должны довольствоваться литургической практикой в тени русских священников и русских приходов, помогая им в их трудной и деликатной работе.

О "миссионерстве" по образцу прошлых столетий, теперь даже в Африке идущем на убыль, нужно забыть раз и навсегда! Россия не может служить объектом и полем подобной евангелизации. Во-первых, ей совершенно нечему учиться у Запада - русские и сами с усами. Во-вторых, Православная Церковь вполне благоустроена в смысле устремленности к Богу и не нуждается "в помощи". Приобщенная к Католической Церкви, она будет по праву полноценна, довлея во всем остальном самой себе.

Наивно рассчитывать на то, что латинские священники, одетые в русские рясы и отрастившие длинные бороды, смогут быть в России хозяевами положения или даже иметь успех. К ним никто не устремится и их никто не примет. Они всегда будут "притчей во языцех", загадкой и какой-то таинственностью для русских, пока своей тактичностью, смирением и неподдельной крепкой любовью к России и русским они не снискают доверия. Но и тогда они не будут играть ролей, как бы они этого не хотели - их ждет в Росси скромная работа, также в тени русских священников.

Русские очень чувствительны и щепетильны. Они имеют природный, неиспорченный нюх, какой-то неразгаданной (тоже своего рода л'аме рюсс[2]) интуиции. Самая малейшая хитрость улавливается ими безошибочно и шокирует их. Верьте, что я также прекрасно чувствую Ваше расположение ко мне, хотя здесь не нужно и чувствовать, потому что Вы не стесняетесь мне показывать его и даже бравировать им...

Нас ждет впереди большая работа, к которой мы должны готовиться. Сейчас мы проходим испытание зрелости, способны мы или неспособны к работе среди русских. Если в России Вы посмеете относиться к русским священникам так, как Вы относитесь сейчас ко мне, не скрывая своего пренебрежения, то, конечно, Вам тогда незачем туда ехать. Там уж Вам не придется соревноваться в литургической активности.

Наше парижское сотрудничество - это в миниатюре наше апостольство в России. Здесь Вы имеете одного русского священника, там Вы встретитесь о массой русского духовенства. Если Вы здесь относитесь к одному священнику с пренебрежением, то там Вам придется удвоить, удесятерить, помножить на Н-ное количество это Ваш пренебрежение и кончится это очень чревато для Вас.

Мне удалось создать в Париже буквально из ничего приход, живущий полной церковной жизнью. 80 повенчанных в нашей церкви пар и, значит, 160 верующих, 130 крещенных детей и, значит, вместе с родителями 290 душ, не считая одиночных людей, стариков, больных.... Если эти души и не бывают постоянно в церкви, то они отнюдь не являются мертвыми душами по Гоголю. С каждым из них я поддерживаю самые тесные отношения: бываю у них, они бывают у меня, посылают детей на уроки катехизиса, посещают латинские храмы по месту своего жительства из-за дальности расстояния, но не теряют связи с нашим приходом. Все эти люди ежегодно приступают к таинствам Покаяния и Причащения в нашей церкви и бывают в большие праздники. Работа наша не заключается в том, чтобы связать людей, а чтобы привлечь их для нашего Апостольства. Жаль, конечно, что все они рассыпаны в самых противоположных углах Парижа и его окрестностей, но в душе и идеологически они все с нами. Наш приход можно смело назвать беспримерным в русском католическом рассеянии явлением, которое заслуживает быть оцененным по достоинству.

Этот приход у Вас на виду, под рукой. Помогаете ли Вы ему чем-нибудь ?!....

Да, вы приходите иногда (к сожалению, не Вы лично) сослужить, соблюдаете видимую солидарность, но в душе Вы ненавидите и этот приход, и его настоятеля, как ненавидите и все русское, и русских.

?!?!?!?!?!?!?!?!?!?!?!?!?!?!?

На что те вы тогда рассчитываете в своей работе среди русских? На свои бороды и рясы? На выученную обедню, которую вы знаете на зубок и кроме нее больше нечего? Вы горды этим? Вы думаете, что вы этим достигли всего, и что русские валом повалят к вам? Вы думаете, что сможете обойтись без русских священников?!

Это было бы, конечно, очень удобно - получить поле деятельности и паству, без того чтобы русские священники путались под ногами и мешали осуществлению исконных латинских планов на счет России и русских...

"Суета сует и всяческая суета!"

За 40 лет нашего апостольства мы не имеем ни одного прихода, управляемого священником из латинян, который мог бы похвастаться каким-нибудь сдвигом в сближении с русскими.

Руссикум? Прекрасные богослужения, при благолепной, богатой, я бы сказал, слишком роскошной обстановке, чудном хоре и.. зияющей пустотой церкви. В это же самое время, находящаяся неподалеку бедная и убогая православная церковь не вмещает русских молящихся.

Единственный русский католический приход в Париже является для Вас бельмом в главу и козлом отпущения. Что скрывать - Вы рады боли бы, если бы он канул в небытие.... Покопайтесь хорошенько в своей душе, положите руку на сердце и согласитесь, что это, именно, так... Настоятеля этого прихода, принесшего в жертву всего себя для католичества, Вы готовы утопить в ложке воды. Я понял это, беседуя вчера по телефону о Вами и немного раньше с директором Института Св.Георгия[3]. Вами обоими вылита была своя злоба против меня. Вы не могли скрыть ее от меня. Я звонил Вам в последний раз. Больше я не намерен выслушивать дерзостей и быть мишенью латинской ненависти против нас, русских.

О, я должен непременно оговориться на этом месте, исключая из числа этих латинян, дышащих к нам ненавистью, некоторых священников, которые искренне расположены к нам, которые неустанно помогают мне в моей пастырской работе и которых мы все считаем своими. Как раз эти священники, имена которых я не называю, не претендуют ни на какие роли и думают только о пользе католичества. Им честь и слава! Они будут полезными и нужными работниками в России. Они смогут влиться в нашу семью и нисколько не будут чувствовать себя чужими. Мы, русские, умеем ценить и любить своих друзей.

Вы наглядно оттираете меня, игнорируете и пренебрегаете мной. Под шумок и тайком от меня Вы устраиваете по всей Франции показательные богослужения, отрываете от нашего прихода питомую ему литургическую активность и, конечно, на этих богослужениях Вы ни слова не говорите о существовании какого-то там русского католического прихода... Что бы объявить во время Ваших богослужений: "Если вы хотите видеть литургию в русским обряде, милости просим посетить русскую католическую церковь на улице Франсуа Жерар, где ежевоскресно и по праздникам совершается Божественная Литургия и т.д." - можно много, много сказать верующим французам если бы Вы, правда, были расположены к русскому католическому приходу, его настоятелю и к нашей работе... Нет, Вы на этих богослужениях делаете рекламу себе и умышленно умалчиваете о существовании нашего прихода, с известными целями, конечно.... вместо того, чтобы помогать нам, рекламировать нас и прятаться за нас.

У Вас нет тактичности по отношению к единственному русскому священнику, который еще как-то держится среди Вас, чувствуя себя совершенно одиноким, как бы в дебрях и часто жалея в душе о потерянном.... Вот тут-то я могу смело сказать, что я не попал в свою семью, что я чувствую себя совершенно чужим среди Вас, окруженным завистью, злобой и ненавистью. Я снова оговариваюсь, что утешением для меня являются единичные светлые личности из латинских священников, которые в некотором роде искупают теневые стороны моей работы.

Вы показываете мне ясно, что я пешка в лоне Католической Церкви, что "сила" за вами, латинянами...Но чем вы, собственного говоря, хвастаетесь?! Тем, что Вы хотите закабалить Россию и русских, а самим играть роль "избранных", нам же оставить удовольствие и радость быть вашими холопами?!

На это Россия и ни один из русских не пойдут. Мы вправе претендовать на равенство с латинянами в лоне Католической Церкви и па первенство в управлении своими собственными делами и судьбами.

Если Вы хотите сотрудничать с нами, то, отнюдь, не в качество хозяев, а, как раз, наоборот - в качество гостей. И если Вы, правда, не амбициозные и претенциозные индивидуалисты, думающие только о себе, а искренние доброжелатели соединения России с Католической Церковью, то помогайте нам русским в этом, а не вставляете нам спицы в колеса. Не претендуйте на какие-то роли, на какое-то личное положение. Будьте настоящими слугами Винограда Христова.

Я твердо надеюсь на то, что это письмо, хотя и неприятное для Вас, но заслуженное Вами, отрезвит Вас в вашей деятельности среди русских и заставит проанализировать и переоценить некоторые "ценности". Если Вас будут куда-либо приглашать для совершения литургии, то Вы не откажетесь также дать мой адрес и считаться с существованием нашего прихода. Спаси Бог!

С этим будьте здравы и Богу милы.


Документ из собрания о. Виктора Рихтера (Славянская библиотека в Лионе)



[1] Chalelle Paul (1913-1983) - род. в Марселе. Окончил семинарию Руссикум, посвящен в сан священника византийского обряда. В 1939 году направлен в Харбинский экзархат. В 1948 году арестован китайскими властями и выдан в СССР (???). В 1949 году приговорен к 10 годам лагерей. В 1955 году досрочно освобожден и выдан во Францию. Директор центра изучения русского языка и культуры, расположенного в Латинском квартале в бывшем ресторане "Aux Deux Ours". Сотрудником его был о. Бернар (Петр) Дюпир, который ныне (2005 г.) продолжает руководить центром.

[2] Русская душа

[3] В то время директором был о.Андрей Стерпен ОИ.

 
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017