Съезд 1930 год
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Решения Съезда русского духовенства византийско-славянского обряда в Риме от 27 до 30 октября 1930 года

 

            

 

 

  I.Об обряде

1)      Русское католическое духовенство, собравшееся в Риме 27 октября 1930 года, изъявляя свое глубочайшее уважение к Церковной Власти, просить обратить внимание на желательность особого рода органа, который занялся бы собиранием, записыванием и сличением обычаев, не имеющихся в тексте богослужебных книг, но применяемых на деле, при богослужении.

2)      При собирании и записывании надо принимать во внимание обычаи только русские.

3)      Эти обычаи полезно согласовывать как с русскими богослужебными книгами, так и между собой, причем по окончании работы, постановления должны быть представлены законодательной власти, чтобы стать облеченными силой закона.

4)      Все вопросы литургического характера представить на решение Апостольской Комиссии по русским делам или органа, назначенного ею.

5)      Все присутствующие священники обещают каждый  за себя доставить нужные комиссии сведения, причем список чаще всего встречающихся погрешений в обряде поручается составить о. Груму-Гржимайло, а перечень сомнительных вопросов о. Александру Волконскому.

6)      Съезд, изъявляя свою преданность Духовному начальству, к его стопам повергает пользу принять меры, чтобы во всех церквах, учебных заведениях и общежитиях были в употреблении одинаковые богослужебные книги.

7)      Съезд выражает желание издания для практической надобности католическому духовенству: а) Служебника, б) Иерейского молитвослова, в) Служебного Евангелия.

8)      В этой целью необходимо разработать в особой комиссии текст изменений, дополнений и примечаний, кои каждый католический священник внести в некатолические издания богослужебных книг, чтобы пользоваться ими.

9)      Съезд обращает особое внимание настоятелей на введение хорового пения во время богослужений и на организацию церковного хора.

10)  Съезд просит своего Председателя войти к Высшим Церковным Властям с ходатайством об учреждении должностей диаконов при церквах, начиная с Римского Прихода.

II.          О латинизации

11)  Зная, что Верховная Власть Церкви, внимательно относясь к чистоте нашего обряда, порицает всякую латинизацию, т.е. всякий нажим на лиц восточного обряда с целью заменить их литургические или канонические обычаи латинскими правилами, Съезд, в полном подчинении  души и мысли сей Верховной Власти, порицает порицаемое ею и хранит твердую уверенность, что в будущем все трудящиеся над принятием лиц восточного обряда в Католическую Церковь, будут сообразовываться с  указаниями, изданными Святейшим Престолом.

12)  Латинские обычаи, несомненно, имелись в обиходе восточного обряда в некоторых странах, но эти обычаи появились не под давлением Верховного Церковного Начальства, а вследствие политических и бытовых обстоятельств.

13)  Со стороны Апостольского Престола не имеется никакого давления в смысле латинизации, а, наоборот, отмечаются самые яркие выражения словом и делом, предписывающие сохранять чистоту восточного обряда.

14)  Хотя в настоящее время не замечается вообще бытового давления в смысле латинизации, но католическое духовенство византийско-славянского обряда должно располагать достаточно сильной зоркостью, чтобы сохранить чистоту своего восточного обряда.

15)  Внеобрядовые приемы, как священников, так и мирян, для поддержания и усиления благочестия, будучи применением догматических истин, не являются латинскими, но католическими, и согласуются со всяким обрядом, точно также и почитание каких-либо канонизированных святых не может считаться латинизацией.

16)  Ревностное хранение чистоты восточного обряда не должно превращаться в неблагожелательное отношение к латинскому обряду, проявляющееся иногда:  а) в оправдании своих недостатков и прикрытии своих мелких побуждений боязнью исказить восточных обряд; б) в отказе от внеобрядовых приемов поддержания благочестия у отдельных лиц духовенства и мирян; в) в пренебрежительном отзывах о святых латинской Церкви.

17)  Кроме чистоты восточного обряда необходимо сохранять и канонические особенности восточной Церкви, но с другой стороны, нельзя лишить эту Церковь возможности развиваться и совершенствовать свое законодательство.

18)  Сохранение, как канонических, так и обрядовых особенностей восточной Церкви должно быть проникнуто твердой верой в догматическое и нравственное учение Вселенской Католической Церкви, а также безграничной преданности ее власти, особенно, Верховному ее Пастырю, Преемнику Св. Петра.

19)  Обсудив вопрос о способах, применяемых в работе по возвращению русских в лоно Вселенской Церкви, Съезд выражает убеждение, что подготовка почвы для цельного присоединения русского народа к Католической Церкви весьма желательна и похвальна, но, на ряду с этим, находит необходимой самую серьезную работу по ознакомлению отдельных русских с католической верой в видах единичных и безотлагательных присоединений к истинной Церкви. Съезд помнит евангельские изречения: «порадуйтесь со мною, я нашел пропавшую овцу» (Лук. 15,6) и «Приходящего ко мне, не изгоню вон» (Иоан. 6, 37).

III.         О благочестии

20)  Съезд признает желательным организовать ежегодное совместное говение русского католического духовенства в месте, указанном Верховной Властью и в то время, ею же предписанное.

21)  Съезд предполагает построить говение в будущем на следующих основных началах: а) глубокое и беспрерывное молчание, б) усиление умной молитвы, в) легкий пост, г) обязательная для каждого участника исповедь раз во время говения, д) кроме того, ежедневно совместные: утренняя молитва, часы, св. Литургия, в сослужении, присутствие на чтении Священ. Писания и Св. Отцов Церкви, наставление не меньше трех раз, Вечерня, Малое Повечерие.

22)  Съезд Русского католического духовенства византийско-славянского обряда в Риме находит желательным использование восточного святоотеческого материала для наставлений в будущем говении, при чем все священники обязываются исполнить работу, которая каждому из них будет поручена.

23)  Съезд постановил, чтобы всяких сотрудник собрал из Св. Отцов Церкви все, относящееся к обрабатываемому им предмету.

24)  Съезд рекомендует всем священникам ежедневно после вечерней трапезы читать Малое Повечерие, если они не учувствуют в тот день в совершении Всенощного Бдения.

25)  Съезд предлагает настоятелем церквей по субботам и накануне двунадесятых праздников совершать самим (или поручать другим) Всенощное Бдение, а в самые дни сии, где это возможно, совершать литургию соборно.

26)  Съезд рекомендует священникам побуждать верных к более частому посещению Церквей, объявив обязательным присутствие на Св. Литургии в воскресные дни.

27)  Съезд  предлагает всемерно заботиться о более частой исповеди мирян.

28)  При исповеди предлагается, по мере возможности, соблюдать восточный обряд согласно русскому обычаю. Никакие пожертвования при исповеди, ни по поводу ее недопустимы.

29)  Считать обязательным для мирян причащение раз в год во время Великого Поста; побуждать их к более частому причащению, советуя причащаться не менее четырех раз в год во время постов (Рождественского, Великого, Петровского, Успенского), указывать, что вполне достижимым идеалом Церковь считает ежедневное причащение.

30)  Увещевает верующих серьезно поститься хотя бы одну из седмиц Великого Поста и во время нее совершить говение.

31)  Участники Съезда обещают искренне содействовать предполагаемому мирянами их паломничеству в Лурд.

32)  Съезд, выслушав доклад г-на Чикарелли, вице-председателя Братства Св. Николая Чудотворца, единогласно решил учредить отделы этого Братства во всех городах, где есть русские католические священники. Отец Александр Волконский уполномочен быть представителем русского католического духовенства при Братстве.

 IV.         О пастырстве

33)  Съезд рекомендует настоятелям приходов применять все меры к объединению мирян в общей приходской жизни, привлекая их к благотворительной деятельности, к обучению детей Закону Божию, русскому языку и т.д., к заботам о храме и ко всему, что могло содействовать распространению нравственных христианских начал в обществе. О достигнутом в этой области настоятель ежегодно докладывает начальству.

34)  Настоятелям приходов и церквей необходимо заботиться о том, чтобы каждый из пасомых, по мере сил, способствовал распространению правильных взглядов на Вселенскую Церковь среди Русской Эмиграции, памятуя, что исповедание истины должно соединиться с соблюдение любви к ближнему.

35)  Установить, что в приходских церквах сам настоятель или другой священник по его назначению или приглашению произносил по воскресениям краткие проповеди.

36)  Озаботиться устройством докладов, сообщений и т.д. для русских католиков с целью утверждения в них католического воззрения на только на религиозные и нравственные вопросы, но и на современные исторические события.

37)  Приложить старание к устройству в русских зарубежных учреждениях докладов, сообщений и т.п. на общие темы.

38)  Съезд выражает свою сердечную признательность всем тем, кто своими пожертвованиями или содействием облегчили или продолжают облегчать бедственное положение русских эмигрантов. При этом Съезд считает обязанностью всякого русского католического священника беспристрастно и обоснованно осведомлять жертвователей о подлинных нуждах просителей.

39)  Съезд выражает пожелание, чтобы Духовная Власть периодически посещала русские католические церкви Западной Европы.

V.          О печати

40)   Съезд находит нужным иметь серьезный католический журнал на русском языке.

41)  Этим журналом может быть «Благовест», но необходимо, чтобы он выходил не реже раза в месяц.

42)  Журнал этот не должен заключать в себе слишком длинных статей, но обязан обращать живое внимание на «Хронику» Вселенской Церкви, Восточной и Западной.

43)  Журнал ни коем образом не может служить политическим целям классов и партий, могущим обострить взаимные отношения народов, но когда партии или другие группы касаются религии, то они могут быть предметом изучения и критики со стороны журнала.

44)  Кроме того, желательно, по мере возможности и сил издание на русском языке католических книг, могущих способствовать развитию католического миросозерцания среди русских, например сочинения, приготовляемого князем Волконским. Полезно также переиздать уже вышедшие из продажи книги, чтобы распространять католические убеждения среди русских.

45)  Съезд призывает католических русских священников входить в ближайшие сношения с представителями периодической, особенно католической печати тех стран, где они живут.

VI.         В молитве сила

46)  Съезд выражает свою признательность всем тем, кто молится о прекращении гонения на христиан и распространении нового Царства Господа нашего Иисуса Христа в России, соединенного с Единой Вселенской Церковью. Съезд повергает свою благодарность к стопам Его Святейшества Папы Пия XI за то, что он отечески призвал Вселенную к торжественным мольбам и частным молитвам за нашу родину. Наконец Съезд выражает уверенность в осуществлении молитвы, с самого начала Его Верховного Пастырства одаренной отпустами:

 

Спаситель мира, спаси Россию!

 

 

Опубликовано: Благовест (Bonne nouvelle) № 3, 1930 г. – Сс. 8-15.

Скачать в виде файла ZIP DOC

На фото: участники Первого съезда русского католического духовенства византийско-славянского обряда в Риме, 1930 г.
В холле Руссикума сидят слева направо: о. Александр Дейбнер, прот. Александр Сипягин, архим. Александр Евреинов, епископ Петр Бучис MIC, прот. Сергий Веригин, о. Сергий Грум-Гржимайло, о. Александр Волконский.
Второй ряд: о. Дмитрий Кузьмин-Караваев, о. Лев Жеденов, о. Дмитрий Артемьев, о. Георгий Цебриков, о. Владимир Длусский, о. Николай Братко. В третьем ряду стоят семинаристы: Фома Подзява MIC, Мартын Зданюкевич, Агагян, Кузьма Найлович MIC.

Фотография из собрания Славянской библиотеки в Лионе

 

 

 
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017