Искатели Вселенства
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Русские католические общины в Европе

Искатели Вселенства
 

Дмитрий Кузьмин-Караваев (первый муж матери Марии Скобцевой, известной религиозной деятельницы русской эмиграции)) создал в Берлине кружок ревнителей церковного единения, куда вошли сенатор А.Д. Арбузов, бывший директор департамента МВД при Столыпине, барон Таубе, бывший товарищ министра народного просвещения, князь Николай Сергеевич Оболенский, один из создателей русского монархического движения за границей, князь С.Е. Трубецкой, И.В. Пузино, профессор истории. Они стремились к воссозданию единой универсальной церкви и принимали первенство Римского престола как хранителя церковного единства. Члены кружка не желали индивидуально присоединяться к католичеству, а только в составе всей Православной церкви.[26]

Позже Кузьмин-Караваев принял сан католического священника восточного обряда и посвятил жизнь воспитанию русских детей в Интернате Св. Георгия.

3 октября 1922 года о. Владимир Абрикосов, высланный из России на <философском> пароходе, передал на аудиенции Папе Пию XI письмо сенатора А.Д. Арбузова и князя С. Урусова относительно русской католической миссии. В нем содержался призыв: "Не передавайте священное дело объединения Церквей в России в руки чуждых нам людей и наций, с которыми у нас существуют враждебные настроения и разногласия, не забытые до сих пор ни нами ни ими. Их культура чужда русскому народу, а их религия носит на себе мрачный и даже враждебный оттенок".[27]

В Париже возник русский католический приход Св. Троицы во главе с отцом Александром Евреиновым на улице Франсуа Жерар. Среди его первых прихожан были: барон М.А. Таубе, Н.А. Лаппо-Данилевская, Ю.Н. Данзас, профессор Пузино, Ю.Н. Маклаков.

О. Владимир Абрикосов встречался также с митрополитом Евлогием Георгиевским, ликвидатором унии в Галиции в Первую мировую войну, который выразил сочувствие идее вселенства. Он поблагодарил Папу за внимание и поддержку, которую он оказал русской церкви за границей, но выразил опасение, "как бы приближение к Риму не повлекло за собой ущерба для традиционного русского восточного благочестия" [28]. В своих мемуарах митрополит Евлогий писал: "Под видом "восточного обряда" католики прикровенно углаживают путь к католичеству. Уж лучше прямо и открыто вести пропаганду в сторону Рима, чем прибегать к такой мимикрии."[29]

Общество Иисуса создало у себя ветвь восточного обряда. Из эмигрантов первой волны туда вступили бывший российский дипломат Николай Бок (1880-1962), Иоанн Кологривов (1890-1954), ставший преподавателем Папского Восточного института, Георгий Коваленко (1900-1975) и другие.

В апреле 1925 г. в Риме при Конгрегации Восточных церквей была создана комиссия "Pro Russia" для помощи католикам в Советском Союзе и русской эмиграции в Европе. Ее председателем стал иезуит Мишель д'Эрбиньи, богослов и знаток России, автор книги о философе Владимире Соловьеве. Своим авторитетом он побудил католических благотоворителей жертвовать русским эмигрантам. Князь Григорий Трубецкой говорил о нем: "Ни одна просьба, обращенная к о. д'Эрбиньи о содействии отдельным русским семьям, находящимся в бедственном положении, никогда не оставлялась им без внимания."[30]

Папа Пий XI благословил деятельность апостолата византийского обряда в пользу единения и призвал латинские ордена помогать русским католикам. В восточный обряд перешел литовский епископ Павел Бучис, который отрастил бороду и надел русскую рясу с панагией. Католические епархии, семинарии, ордена бороздили сотрудники русской комиссии и призывали желающих переходить в византийский обряд

Сердцем русского апостолата стала римская семинария византийского обряда "Руссикум", учрежденная папой в 1929 году. В ней преподавали и учились русские эмигранты, в ожидании скорого возвращения на родину. Семинария ориентировала своих питомцев на жертвенное служение России и русским людям в состоянии безбрачия (целибата).

В конце октября 1930 года в Риме состоялся съезд духовенства византийско-славянского обряда. Было постановлено тщательно описать русское православное богослужение и сохранять канонические и обрядовые особенности восточной церкви. Съезд выразил убеждение, <что подготовка почвы для цельного присоединения русского народа к Католической Церкви весьма желательна и похвальна, но, наряду с этим, находит необходимым и самую серьезную работу по ознакомлению отдельных русских с католической верой в видах единичных и безотлагательных присоединений к истинной Церкви.> [31] Литургисты <Руссикума> начали активные изыскания славянских книг и богослужебных текстов. Благодаря этому к середине 40-х годов типография Криптоферратского монастыря смогла выпустить Служебник, Иерейский молитвослов, Часослов, Требник, Евангелие, Апостол и другие богослужебные книги византийско-славянского обряда, благословленные Папой.

Русскую литературу в <Руссикуме> читал известный филолог и поэт Вячеслав Иванов, который в 1926 году пред алтарем св. Вячеслава в Римском Соборе св. Петра прочел специальную формулу присоединения к Католической церкви, составленную Владимиром Соловьевым. После этого, по его словам " в первый раз почувствовал себя православным в полном смысле этого слова". [32]

Заметную роль в апостолате играли братья Волконские, дети известной русской католички М.Г. Волконской. Волконские поддерживали в апостолате русский национальный дух и осуждали всякие попытки полонизации и латинизации. Перу священника Александра Волконского (ум. 1933) принадлежит апология <Католичество и Священное Предание Востока>, ставшая энциклопедией русских католиков византийского обряда.

В 1936 году в епископы был хиротонисан отец Александр Евреинов, возглавивший русский католический апостолат.


[26] Юдин А.В. Униональное движение в России и русской эмиграции в 1917-24 гг//Логос N 48, 1993.- С.119

[27] Арбузов А.Д.,Урусов С. Письмо папе Пию XI относительно русской католической миссии//Логос N 48, 1993.- С.141

[28] Куьмин-Караваев Д.В. Отчет о работе в Берлине//Логос N 48, 1993.- С.147

[29] Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни:воспоминания.- М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994.- С.529

[30] Трубецкой Гр. Указ. соч.- С.133.

[31] Благовест.-№ 3, 1930.-С. 11.

[32] Иванов Вяч. Собрание сочинений. Т.I.- Брюссель:Жизнь с Богом,1971.- С.174

 
Искатели Вселенства
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017